Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Схоластика

Схоластика (далее С) (лат. scholastica, от греч. scholastikós - школьный, ученый, schol - ученая беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.

  Истоки С восходят уже к позднеантичной философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона, энциклопедическое суммирование разнообразной проблематики, соединение мистических предпосылок с рассудочными выводами). Христианская патристика подходит к С по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Иоанн Дамаскин). Ранняя С (11-12 вв.) сложилась в условиях подъема феодальной цивилизации и папской власти; она находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях - реализм (Гильом из Шампо) и номинализм (Росцелин), а также промежуточная позиция - концептуализм (П. Абеляр). В этот период С нередко сталкивается с инерцией фидеистического антиинтеллектуализма; не только доктрины отдельных "еретиков", но принцип схоластического рационализма как таковой вызывает нападки со стороны поборников традиционной линии (Петра Дамиани, Ланфранка, Бернара Клервоского и др.). Зрелая С (12-13 вв.) развивалась в средневековых университетах; ее общеевропейским центром был Парижский университет. Платонизм (переживший смелое натуралистическое истолкование в философии шартрской школы, во многом предвосхитившей тенденции Возрождения) постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации которого происходит размежевание между "еретическим" аверроизмом, отрицавшим реальность личной души и учившим о единой безличной интеллектуальной душе во всех существах (Сигер Брабантский), и ортодоксальным направлением С, подчинявшим онтологию Аристотеля христианским представлениям о личном боге, личной душе и сотворенном космосе (Альберт Великий и особенно Фома Аквинский). Поздняя С (13-14 вв.) испытала воздействие обострившихся идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Иоанн Дунс Скот противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершенной системы и острый интерес к индивидуальному бытию. Оппозиционные представители этого периода (У. Оккам, отчасти Никола Орем) все энергичнее настаивают на теории двойственной истины, разрушавшей схоластическую "гармонию" веры и разума. Возрождение оттеснило С на периферию умственной жизни. Частичное оживление традиций С произошло в так называемый второй С (16-17 вв.), развивавшейся в период Контрреформации, главным образом в Испании (Ф. де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина). Просвещение нанесло второй С решающий удар. В конце 19-20 вв. традиции С возрождаются в неотомизме (см. также Неосхоластика).

  С возникла в условиях, когда церковь выступала в виде "... наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361) и религия представала одновременно и как универсальная форма не собственно религиозного содержания. Подчинение мысли авторитету догмата (формула Петра Дамиани "философия есть служанка богословия") присуще ортодоксальной С наравне со всеми др. типами правоверно-церковного мировоззрения; специфично для С то, что сам характер отношений между разумом и догматом мыслился при несомненной авторитарности довольно рассудочным. Как "священное писание" и "священное предание", так и наследие античной философии, активно использовавшееся С, выступали в ней в качестве замкнутого нормативного текста. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня - "сверхъестественное" знание, даваемое в "откровении", и "естественное", отыскиваемое человеческим разумом; норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями отцов церкви, норму второго - тексты Платона и особенно Аристотеля, окруженные авторитетными комментариями позднеантичных и арабских философов. Потенциально в тех и др. текстах уже дана "вечная истина"; чтобы актуализировать ее, надо вывести из текстов полноту их логических следствий при помощи цепи правильно построенных умозаключений (средний характерный для зрелой С жанр "суммы" - итогового энциклопедического сочинения, содержащего нескончаемое множество ответов на вопросы, выводимых из ограниченного числа "правильных" основоположений). Мышление С постоянно идет путем дедукции и почти не знает индукции; его основная форма - силлогизм. В известном смысле вся С есть философствование в формах интерпретации текста. В этом она противоположна новоевропейской науке с ее стремлением открыть истину через анализ опыта, а также мистике с ее стремлением "узреть" истину в экстатическом созерцании. Обиход С, в котором "таинства веры" превращались в ходовые образцы логических задач, вызывал уже в средние века протесты не только представителей вольнодумства, но и ревнителей веры ("нелепо спорить о троице на перекрестках и превращать предвечное рождение бога-сына... в поприще публичного состязания" - восклицал в конце 12 в. Петр из Блуа). Осознание того, что авторитеты противоречат друг другу (афоризмы типа "У авторитета - восковой нос" (который можно повернуть, куда угодно), "аргумент от авторитета - слабейший" были распространены среди самых ортодоксальных схоластов), явилось одним из важных импульсов для становления С Сопоставление взаимоисключающих текстов было введено гонимым Абеляром (в соч. "Да и нет"), но вскоре стало общепринятой формой: противоречия теологического и философского предания подлежат систематизации и должна быть установлена иерархия авторитетов. Специфика схоластического рационализма не может быть понята вне его связи с традицией юридического мышления (римское право было в Западной Европе одной из наиболее жизнестойких частей античного наследия). В С имеет место юридическая окраска онтологических категорий и онтологизация юридических категорий; бытие мира и человека, соотносимое с бытием бога, описывается как совокупность правовых отношений или их аналогов; сами приемы выведения частного из общего, заключений по аналогии и т. п. напоминают разработку юридических "казусов".

  Ориентация на жестко фиксированные "правила" мышления помогла С сохранить преемственность интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терминологический аппарат через реставрацию античного наследия в предельно формализованном виде (даже резко критиковавшие С мыслители нового времени вплоть до эпохи Просвещения и немецкого классического идеализма принуждены были широко пользоваться схоластической лексикой). Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со средневековыми традициями выступили против С, подчеркивая все мертвое в ней и превратив само слово "С" в бранную кличку бесплодного и бессодержательного умствования, пустой словесной игры. Утверждая догматическую сумму представлений, С не способствовала развитию естественных наук, однако ее структура оказалась благоприятной для таких, например, областей знания, как логика; достижения схоластов в этой сфере предвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности математической логики (см. Логика, раздел История логики).

  Лит.: Владиславлев М. И., Схоластическая логика, "Журнал Министерства народного просвещения", 1872, ч. 162, (№ 8), отд. 2; Эйкен Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Штекль А., История средневековой философии, пер. с нем., М., 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Стяжкин Н. И., Формирование математической логики, М., 1967; Gilson Е., L"ésprit de la philosophic médiévale, 2 éd., ., 1944; Copleston ., A history of philosophy, v. 2-3, L., 1951-53; Grabmann М., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957.

  С С Аверинцев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.06.2019 10:30:28

10:18 Илон Маск решил уйти из Twitter
10:15 Мужчина по ошибке купил вместо дома кусок газона за тысячи долларов
10:11 В команде Зеленского рассказали о будущем администрации президента
10:10 Названы российские регионы с самой высокой распространенностью рака
10:03 Российские полицейские хотели развернуться и сделали сальто на автомобиле
09:59 Российский бегун был сбит соперником и в падении выиграл забег
09:56 Усатый освобожден молдавской прокуратурой
09:45 Подсчитана разница в зарплатах мужчин и женщин
09:37 Украинцев предостерегли от чрезмерной поддержки Зеленского