|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Прокл | Прокл (далее П) (óklos) (около 410, Константинополь, — 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы неоплатонизма. Важнейшие дошедшие до нас философские сочинения П — "Первоосновы теологии" (последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. в книге: Лосев А. Ф., История античной эстетики, т. 3 — Высокая классика, 1974), "О богословии Платона" (последнее изд. ./M., 1960), комментарии к платоновским диалогам "Тимей" (v. 1—3, Lipsiae, 1903—06), "Парменид" (последнее изд. 1961) и др.
Исторические значение П определяется универсальной конструктивно-диалектической разработкой им всей системы неоплатонизма. Господствующим у П во всех разделах его философии является триадический метод, сводящийся к последовательному утверждению трех моментов: 1) пребывание в себе, причина, неделимое единство, наличие, отчее начало, потенция; 2) выступление из себя, эманация за свои пределы, причинение или действие на иное в виде причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское начало, энергия; 3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение расторгнутого множества в неделимое расчлененное единство, эйдос, или единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода П анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина — "единое", "ум" (нус) и "душу". Так, от абсолютно непознаваемого "единого" он отделяет "единое", уже содержащее в себе некоторую множественность, но не имеющее еще каких-либо качеств; это только энергия самого различения и членения, предшествующая "уму" (расчлененности) и выделяемая П (впервые в неоплатонизме) в самостоятельную ступень эманации "единого" — область чисел, или "надбытийных единиц". В "уме" П также выделял: 1) "ум" как пребывание в себе, ум мыслимый, "интеллигибельный" — "бытие", или объект; 2) "ум" как выхождение из себя, ум мыслящий, "интеллектуальный" — субъект; 3) "ум" как возвращение к себе, как тождество бытия и мышления, объекта и субъекта, "ум" как "жизнь" или "вечность", "жизнь в себе". В диалектике мифологии П устанавливал три триады богов. Последняя триада ввиду триадического деления двух первых ее членов превращалась в седмерицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих ее моментов, так что в последней триаде оказывалось 49 богов-"умов". Мир "души" у П также триадичен: души божественные (боги "ведущие", "абсолютные" и "внутрикосмические"), демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие. Система П, будучи завершением неоплатонизма, своим мыслительным аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на развитие средневековой философии (от Ареопагитик до Михаила Пселла, И. Петрици и Николая Кузанского).
Соч.: Opera inedita, ed. . Cousin, ., 1864.
Лит.: Rosán L. J., The philosophy of Proclus, . ., 1949 (лит.); Beierwaltes ., Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik, ./M., 1965; Bastid ., Proclus et ie crépuscule de la pensée grecque, ., 1969.
А. Ф. Лосев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 07.12.2024 03:19:25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|