Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Формализм (социальн.)

Формализм (далее Ф) (франц. formalisme, от лат. formalis – относящий к форме), предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений Ф (социальн.) проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления Ф (социальн.) проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу (см. Бюрократия).

  В истории искусства Ф (социальн.) проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании ее единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлеченному формотворчеству. Ф (социальн.) возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 в., однако с наибольшей последовательностью Ф (социальн.) раскрылся в буржуазном искусстве 20 в., в таких его течениях, как кубизм, кубофутуризм, дадаизм, леттризм, абстрактное искусство, "поп-арт" и "оп-арт", "антитеатр" и "театр абсурда", оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания (см. также Модернизм). Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования Ф (социальн.) (неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера ( Э. Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)), в которых искусство трактуется как "игра формы", как способ созидания "чистых" эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. Ф (социальн.) сказался и на методологии науки об искусстве (см. "Формальный метод" в литературоведении).

  Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями Ф (социальн.) – с эстетизмом, с теорией и практикой "чистого искусства", "искусства для искусства", показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.

  Лит.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 3 изд., М., 1967; Плеханов Г. В., Искусство и литература, М., 1948; Модернизм. Сб. ст., М., 1973; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Медведев П. Н., Ф в западноевропейском искусствоведении, в его кн.: В лаборатории писателя, Л., 1971; Ohff Н., Anti-Kunst, Düsseldorf, 1973.

  М. С. Каган.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 08.12.2024 06:31:28