|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Кубизм | Кубизм (далее К) (франц. cubisme, от cube — куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объемной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Термин "К" вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и искусства примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной гротескности картину "Авиньонские девушки" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которой фигуры справа, деформированные, огрубленные, изображены без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объемов. В 1908 в Париже образовалась группа "Батолавуар" ("Лодка-плотомойня"), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак, испанец Х. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены основные принципы К В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон д"ор" ("Золотое сечение"), входили эпигоны и популяризаторы К — А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с К, — Ф. Леже, "орфисты" Р. Делоне и Ф. Купка, будущие "дадаисты" Ф. Пикабия и М. Дюшан.
В целом К, родившийся в условиях общего глубокого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, был разрывом с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения, в том числе с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих, буржуазно-индивидуалистических течений, К выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометризация форм подчеркивала устойчивость, предметность мира, особенно в ранний, "сезанновский" период кубизма (1907—1909); мощные граненые объемы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя подобие рельефа, причем цвет, выделяя отдельные грани, и подчеркивает, и дробит объем (П. Пикассо — "Фермерша", 1908, Эрмитаж, Ленинград; Ж. Брак — "Эстак", 1908, Художественный музей, Берн). В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910—12) предмет окончательно разлагается, дробится на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга, а предметная форма как бы распластывается на холсте. Игра граней подчиняется сложному декоративному ритму (П. Пикассо — портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; Ж. Брак — "В честь И. С. Баха", 1912, частное собрание, Париж). В последней, "синтетической" стадии (1912— 1914) полностью побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо — "Харчевня", 1913—14, Эрмитаж; Ж. Брак — "Женщина с гитарой", 1913, Национальный музей современного искусства, Париж). Одновременно появляется интерес ко всякого рода наклейкам (коллажам), присыпкам, объемным конструкциям, т. е. отказ от изображения объема и пространства "компенсируется" построениями в реальном пространстве. Тогда же появляется кубистическая скульптура с характерной для нее игрой пространственности и плоскостности ("контррельефы" А. П. Архипенко, пространственные конструкции А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризованные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица). Уже изжив себя во К оказал известное влияние на итальянских футуристов (см. Футуризм; Дж. Северини, К Карра), русских кубофутуристов (К С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л. Фейнингер, О. Шлеммер) и др. Во многих случаях К оказался ступенью, ведущей к абстрактному искусству, непосредственно связан с К пуризм 1920-х гг. Через увлечение К, преодолев его влияние, прошли и некоторые крупные реалисты 20 в. — Д. Ривера, О. Гутфрейнд, Р. Гуттузо. Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон стремились создать "кубистическую поэзию", передать динамическое ощущение сдвигов и взаимопроницаемости предметов.
Уже в годы возникновения К появились его теоретические "обоснования" субъективно-идеалистического порядка (А. Глез, Ж. Метсенже, в ряде положений — Г. Аполлинер), послужившие основой для многочисленных реакционных концепций, оправдывающих упадочные явления буржуазного искусства. Многочисленны и произвольные попытки связать К с новейшими научно-техническими открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна современным физическим представлениям и т. д.). Те и другие характерны для духовной атмосферы, в которой возникал К, но не объясняют характера его живописных концепций. К не чужды образно-эмоциональные задачи (особенно произведения П. Пикассо, поднимающимся до драматической цельности и широты). К не "освобождается" от изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Отражаемая в искусстве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным средствам искусства, представлению о картине прежде всего как о материальном предмете — холсте, покрытом краской. С другой стороны, и конструктивные устремления К, искания в области пространства и объема, родственные ряду течений в современной архитектуре и дизайне ("Баухауз"; группа "Стиль" в Нидерландах), оказываются иллюзорными, поскольку не выходят за пределы "чистой живописи", изобразительного экспериментирования в станковых формах. Поэтому, несмотря на талант и неутомимость П. Пикассо и Ж. Брака, К оказался в порочном кругу противоречий и вскоре пришел к кризису. О К отрицательно отзывался В. И. Ленин, критике его подвергли Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский. К быстро обнаружил свою чуждость социалистической культуре.
Лит.: Луначарский А. В., Молодая французская живопись, "Современник", 1913, №6; Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., (б. г.), с. 170—80; Яворская Н., К и футуризм, в кн.: Модернизм..., М., 1969; érullaz М., Le cubisme. ., 1963; Fry Е., Der Kubismus, öln, (1966).
А. М. Комаров. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 06.11.2024 17:53:37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|