|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Абстрактное искусство | Абстрактное искусство (далее А) абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа А полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких "очищенных от реальности" духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций "искусства для искусства". Практика же А сводится к составлению с помощью отвлеченных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объем и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием "А" объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к "абсолютной свободе" от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.
А возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские "орфисты" — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — "супрематист" К. С. Малевич, "лучисты" М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах — "неопластицисты" П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны А питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы тuль — в Нидерландах, Баухауз — в строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа "абстрактного экспрессионизма" (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием "ташизма", или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощренность неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. А стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. А эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций ("оп-арт"), как течение А теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.
Лит.: Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., (1967); Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, ., 1963.
А. М. Комаров.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 08.10.2024 22:30:10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|