|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Теология | Теология (далее Т) (греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок Т — концепция личного бога, сообщающего непреложное знание о себе через свое "слово", почему Т в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистических тенденций. Вторая предпосылка Т — наличие достаточно развитых форм идеалистической философии; основные философские истоки традиционной Т христианства, иудаизма и ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Хотя Т не может обойтись без философского понятийного аппарата (ср. неоплатонический термин "единосущный" в христианском "символе веры"), она по сути своей отлична от философии, в том числе и от религиозной философии. В пределах Т как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям: разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимает некритически и только разъясняет "слово божие". Т авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в том числе философии. В патристике складываются как бы два уровня: нижний уровень — философская спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл Т еще Аристотель — синоним "первой философии", или "метафизики"); верхний уровень — не постигаемые разумом "истины откровения". В эпоху схоластики эти два вида Т получили обозначение "естественной Т " и "богооткровенной Т". Такая структура Т наиболее характерна для традиционных католических доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетический "опыт", запечатленный в "предании", определяет облик православной Т: единое "предание" не позволяет ни "естественной Т". ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская Т иногда тяготела к отказу от понятия "естественной Т"; в 20 в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести Т из плоскости, в которой возможно столкновение с результатами естественнонаучных исследований и с философскими обобщениями этих результатов. Именно по вопросу о понятии "естественной теологии" резко разошлись ведущие представители диалектической теологии — К. Барт и Э. Бруннер.
Догматическое содержание Т понимается как вечное, абсолютное, не подлежащее какому бы то ни было историческому изменению. В наиболее консервативных вариантах Т, особенно в католической схоластике и неосхоластике, ранг вневременной истины дан не только "слову божию". но и основным тезисам "естественной теологии": рядом с "вечным откровением" встает "вечная философия" (philosophia perennis). На переходе от средневековья к новому времени оппозиционные мыслители подвергались преследованиям не только и не столько за несогласие с Библией, сколько за несогласие со схоластически истолкованным Аристотелем. Однако перед лицом смены социальных формаций и культурных эпох Т вновь и вновь сталкивается с проблемой: как ей обращаться к меняющемуся миру, чтобы на языке неизменных догматических формул выразить новое содержание. Консерватизм грозит полной изоляцией от общественного развития на современном этапе, превращением в духовное "гетто", модернизм, связанный с "обмирщением" религии — разрушением ее основных устоев. В истории христианства четко проявляется систематически возвращающаяся необходимость "осовременивания" церковной мысли и практики. Подобные тенденции есть также в истории Т всех вероисповеданий. Современный кризис Т несравнимо глубже, чем какой-либо из предшествовавших кризисов; под вопрос поставлены не только тезисы Т, оспаривавшиеся вольнодумством и атеизмом былых эпох, но и казавшиеся вечными предпосылки в общественном сознании и общественной психологии.
Т невозможна вне социальной организации типа христианской церкви и иудаистской или мусульманской общины, понятие "слова божия" теряет смысл вне понятия "народа божия" как адресата "слова". Это выражено в словах Августина: "я не поверил бы и евангелию, если бы меня не побуждал к тому авторитет вселенской церкви". Попытка протестантизма отделить авторитет Библии от авторитета церкви не смогла до конца лишить Т ее институционального характера как вероучения, обращенного от тех, кто "поставлен" в церкви учить членов церкви, к этим поучаемым. Связь с прагматическими нуждами церкви как организации порождает многообразие дисциплин Т В традиции русского православия принята такая классификация этих дисциплин: "основное" богословие излагает и защищает в апологетических спорах с иноверными и неверующими некоторую сумму исходных тезисов, "догматическое" — развертывает и уточняет систему догматов, "нравственное" — дает программу этического поведения члена церкви, "обличительное", или "сравнительное", — доказывает преимущество православия сравнительно с др. христианскими вероисповеданиями, наконец, "пасторское" — ведает практическими вопросами деятельности священника; к нему примыкают "литургика" (теория богослужения), "гомилетика" (теория проповеди), "каноника" (теория церковного права).
Сущность Т как мышления внутри церковной организации и в подчинении ее авторитетам делает Т несовместимой с принципами автономности философской и научной мысли. Поэтому начиная с эпохи Возрождения не только материалистическая, но и некоторые направления идеалистической философии формировались в более или менее антагонистическом отталкивании от Т и создали богатую традицию ее критики. Эразм Роттердамский критиковал Т как сухую и скучную игру ума, становящуюся между человеческой личностью и евангельской "философией Христа". Буржуазный прогресс стимулировал подчеркивание практической бесполезности теологического умозрения; этот мотив ярко представлен у Ф. Бэкона и энциклопедистов. Критика Т обосновывалась также критикой Библии как основы Т; классиком такой критики был уже Спиноза. Новый уровень антитеологической мысли был достигнут Л. Фейербахом. поставившим вопрос о Т как отчужденной (см. Отчуждение) форме человеческого сознания и систематически истолковавшим теологический образ бога как негативный и превращенный образ человека. Однако нарисованная Фейербахом драма передачи человеком своих полномочий богу как своему отрицанию разыгрывается вне социально-экономических условий. Исходя из совершенно нового взгляда на социально-экономическую обусловленность религии и Т, марксизм преодолел отвлеченность фейербахианства, а с ним и непоследовательность всей предыдущей критики Т Подытоживая наследие наиболее непримиримой критики Т со времен Просвещения, марксистский атеизм анализирует теологические построения как отражения исторически конкретных антагонистических социальных отношений, подчиняющих человека нечеловеческому началу. См. также Религия и литература при этой статье.
С. С. Аверинцев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 07.12.2024 08:04:05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|