Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Диалектическая теология

Диалектическая теология (далее Д) теология кризиса, ведущее направление в европейской теологии протестантизма 20-30-х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться на наследие С. Кьеркегора и др.). Толчком к возникновению Д был глубокий кризис устоев европейской цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и ее последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921-22 в работах немецких теологов К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган Д "Zwischen den Zeiten". Манифестом Д явилась книга Барта "Толкование на послание апостола Павла к римлянам" (2 изд., 1922). В качестве основного принципа Д ее инициаторы принимают "диалектический путь" к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д - безнадежность всех попыток овладеть содержанием веры через какие-либо интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через "религию", которую Д резко противопоставляет "вере". "Религия" - свод заранее данных приемов обращения с богом, "вера" - событие непредусмотренной встречи с богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек получает под видом образа бога собственный мистифицированный образ, Д готова в этом пункте солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек в любом своем совершенстве обречен стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов, есть "критическое отрицание" всего, "совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира" (Bart К., Der Römerbrief, Münch., 1922, . 57). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка Д близка методу философствования М. Хайдеггера и К. Ясперса.

  В исторической перспективе учение Д предстает как возвращение к основным идейным мотивам инициаторов Реформации - Лютера и Кальвина. Отвержение "религии" - это логический предел лютеровского отвержения "оправдания делами". В связи с этим Д выступила против либерального протестантизма 19 в., растворявшего веру в психологии, религию - в стихии безрелигиозной цивилизации.

  Распад течения Д был связан, во-первых, с политическими событиями 30-х гг.: если Барт и П. Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых немецких христиан. Во-вторых, присущее Д неустойчивое равновесие ее противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Бультман пришел к провозглашению "демифологизации" христианского учения; Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистическую беспредметность Д, приступил к построению новой "естественной теологии", что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европейской истории Д явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих немецких предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма.

  С. С. Аверинцев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 13:53:32