Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Телевидение

Телевидение (далее Т) (от теле... и слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием Т — одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях (например, в системах диспетчеризации и контроля в промышленности и на транспорте, в космических и ядерных исследованиях, в военном деле и т. д.).

  Основные принципы телевидения и их техническая реализация. Конечным (приемным) звеном телевизионной передачи служит человеческий глаз, поэтому телевизионные системы строятся с учетом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы — рельефными, расположенными в объеме некоторого пространства, а события — в динамике, движении: следовательно, идеальная телевизионная система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В современном Т задачи передачи движения и цвета успешно решены (и технически, и практически). На стадии испытаний находятся телевизионные системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину пространства (см. Стереоскопическое телевидение).

  Для телевизионной перначи изображений необходимо осуществить 3 процесса: преобразование света, испускаемого объектом передачи или отражаемого им, в электрические сигналы; передачу электрических сигналов по каналам связи и их прием; обратное преобразование электрических сигналов в световые импульсы, воссоздающие оптическое изображение объекта. Принципиальная основа для реализации этих процессов была заложена в трудах У. Смита (США), открывшего (1873) внутренний фотоэффект, А. Г. Столетова, установившего (1888) основные закономерности внешнего фотоэффекта; А. С. Попова — изобретателя радиосвязи (1895); Б. Л. Розинга, разработавшего (1907) систему "катодной телескопии" (при которой для воспроизведения изображений использовалась электроннолучевая трубка) и осуществившего (1911) первую в мире телевизионную передачу (в лабораторных условиях) по такой системе. Однако чтобы довести Т до стадии практического применения, необходимо было решить множество др. сложных вопросов.

  Рассматривая предметы непосредственно, можно различать очень мелкие детали (в соответствии с разрешающей способностью глаза). Поэтому формально можно считать оптическое изображение, проецируемое на сетчатку глаза, состоящим из m разрешимых деталей (элементов). Каждый такой элемент можно охарактеризовать яркостью В, цветностью (так называемым цветовым тоном l и чистотой цвета р) и геометрическим местом (координатами х, у), то есть описать многомерной функцией fi (, l, р, х, у); все изображение описывается функцией

.

Это справедливо и для Т, где оптическое изображение объекта передачи проецируется (оптической системой) на светочувствительный элемент передающей телевизионной трубки; число m в этом случае определяется разрешающей способностью трубки и размерами телевизионного кадра. Практически число m ограничивается техническими возможностями системы и ее назначением и, например в вещательном Т СССР, составляет около 500 тысяч элементов (в 1 кадре).

  Если координаты х и у каждого элемента известны, для воспроизведения состояния элемента требуется передача трех его параметров В, l и р, для чего необходимы три канала связи, а для воспроизведения всего изображения — 3 m каналов (в случае стереотелевидения число каналов еще удваивается, так как требуется передача изображений отдельно для левого и правого глаза). Отсюда очевидно, что одновременная передача всех элементов изображения практически невозможна. Поэтому в Т принят принцип последовательной передачи изображений (поочередно — элемент за элементом), предложенный португальским ученым А. ди Пайва (1878) и независимо от него П. И. Бахметьевым (188Э). Возможность такой передачи основывается на свойстве человеческого зрения воспринимать пульсирующий свет как непрерывный, если частота пульсаций превышает критическую, которая зависит от яркости источника и составляет несколько десятков пульсаций в сек. Процесс последовательного преобразования элементов изображения в электрические сигналы при передаче и обратный процесс при приеме носят название развертки изображения (см. также Телевизионная развертка). Эти процессы анализа и синтеза изображения должны совершаться синхронно и синфазно.

  Закон развертки определяется назначением телевизионной системы. Так, например, в современной телевизионной вещательной системе принята линейно-строчная развертка, при которой образующийся кадр изображения имеет горизонтально-строчную структуру. Для поддержания синфазности разверток в конце каждой строки и кадра передаются синхронизирующие импульсы. Тем самым телевизионная станция управляет развертками всех телевизоров в зоне своего действия. Одно из первых устройств для передачи элементов изображения, основанное на применении вращающегося диска с отверстиями, было предложено П. Нипковым (1884). Диск Нипкова применялся в ранних, еще несовершенных механических системах Т Техническая реализация процессов преобразования и восстановления оптического изображения в современное Т осуществляется главным образом вакуумными электроннолучевыми трубками. Практическое освоение электронных систем Т, основанное на использовании таких приборов, относится к концу 20-х — 30-м гг. 20 в. и связано с именами В. К. Зворыкина и Ф. Фарнсуорта (США), К. Свинтона (Великобритания), В. П. Грабовского, С. И. Катаева, А. П. Константинова, Б. Л. Розинга, П. В. Тимофеева, П. В. Шмакова (СССР), а также многих др. изобретателей. Среди передающих трубок наиболее распространены видиконы (с внутренним фотоэффектом) и суперортиконы (с внешним фотоэффектом), среди приемных — различные кинескопы.

  Исторически Т развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения. В черно-белом Т (см. рис.) яркостный сигнал (видеосигнал) на выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию (см. Телевизионный сигнал). Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал (см. Телевизионная передающая сеть). В приемном устройстве принятые сигналы преобразуются в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения.

  В цветном телевидении, кроме яркостной составляющей, передается и информация о цветности каждого элемента. Поскольку все многообразие природных цветов можно воспроизвести оптически из трех основных — красного, зеленого и синего, взятых в определенных пропорциях, то телевизионная передающая камера содержит не одну, а три трубки — для создания яркостного сигнала и сигналов основных цветов. Все эти сигналы при передаче (на телецентре) подвергаются кодированию, а при приеме (в телевизионном приемнике) — декодированию. Цветной кинескоп — трехлучевой, с мозаичным (образованным люминофорами красного, зеленого и синего свечения) экраном.

  Классификацию систем Т производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку — черно-белые (монохромные), цветные, стереомонохромные и стереоцветные; по форме представления сигналов (видеоинформации) — аналоговые и дискретные (цифровые); по частотному спектру канала связи — широкополосные (с полосой пропускания, равной полосе вещательного канала или больше ее) и узкополосные (с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь, подразделяться по частным признакам, например по способу развертки изображений или по очередности передачи той или иной информации.

  За годы практического использования Т прочно вошло в жизнь людей. Наибольшее распространение оно получило как телевизионное вещание. Телевизионную аппаратуру применяют при решении разнообразнейших задач в науке, медицине, в различных отраслях народного хозяйства (см. Промышленное телевидение, Подводное телевидение, Проекционное телевидение, Замкнутая телевизионная система). В 1962 появилось (в СССР) космическое Т (см. Космовидение), средства которого действенно используются в экспериментах по изучению и освоению космоса. В ближний космос запускаются искусственные спутники Земли и орбитальные станции, требующие телевизионного обслуживания. Т сделало доступной изучению невидимую с Земли сторону Луны. Проведен уникальный эксперимент по управлению автоматическими космическими станциями "Луноход-1" и "Луноход-2" на расстоянии около 400 тысяч км (см. Лунный самоходный аппарат) при помощи телевизионной аппаратуры. Сделаны фототелевизионные снимки Луны и ряда планет — Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера. Яркий пример использования Т в космосе — космический полет по программе ЭПАС (июль 1975), потребовавший организации сложной телевизионной связи между двумя континентами и с космическими кораблями. Потребность в Т в свою очередь вызывает необходимость совершенствования Т, использования его новых качеств.

  Перспективы развития Т связаны с внедрением в практику Т кассетного кино, стереоскопического Т, с разработкой систем стереоцветного Т и многоракурсного Т (допускающего боковой обзор воспроизводимого объемного изображения), с использованием в Т методов голографии.

  Лит.: Лазарев П. П., Очерки истории русской науки, М.—Л., 1950: Справочник по телевизионной технике, пер. с англ., т. 1—2, М.—Л., 1962; Т, под ред. П. В. Шмакова. 3 изд., М., 1970; Шумихин Ю. А., Т в науке и технике, М., 1970; Телевизионная техника, М., 1971; Казиник М. Л., Макеев Г. М., Сафрошин Н. А., Основы телевидения, 3 изд., М., 1973; Брацлавец П. Ф., Росселевич И. А., Л. И., Космическое телевидение. 2 изд., М., 1973; Самойлов В. Ф., Б. П., Т, М., 1975; Новаковский С. В., Цветное телевидение, М., 1975.

  П. В. Шмаков.

  Телевизионное вещание — одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации досуга населения. В СССР и др. социалистических странах Т освещает деятельность коммунистических и рабочих партий, государственных органов, участие трудящихся в коммунистическом и социалистическом строительстве, раскрывает особенности социалистического образа жизни, служит формированию общественного мнения, идейному, нравственному и эстетическому воспитанию масс, ведет пропаганду миролюбивой внешней политики. Советское Т как действенное средство коммунистического воспитания трудящихся занимает важное место в системе идеологической работы КПСС, является всенародной трибуной, с которой выступают передовые рабочие и колхозники, специалисты народного хозяйства, государственные и партийные работники, ученые, деятели литературы, искусства и др.

  В СССР телевизионным вещанием охвачена территория, на которой проживает большинство населения страны. Через международные телевизионные системы программы советского Т принимаются в социалистических странах и многих др. государствах.

  В СССР опыты по передаче изображения на расстояние начались в первые годы Советской власти. Большое значение перспективам развития и практического применения Т придавал В. И. Ленин. Получив 18 апреля 1921 сообщение о создании в Нижегородской радиолаборатории прибора, позволяющего "видеть на экране подвижное изображение", Ленин просил оказать содействие в усовершенствовании этого прибора и информировать о результатах дальнейших опытов. В 1930 в лаборатории Т Всесоюзного электротехнического института под руководством П. В. Шмакова была разработана механическая система, дававшая изображение с разложением на 30 строк.

  С 1 октября 1931 малострочные телепередачи неподвижных изображений стали регулярными; начались передачи механического Т в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Томске. В 1932 осуществлена первая передача движущегося изображения (телекино), в 1934 — со звуковым сопровождением.

  В начале 30-х гг. при Московском радиотрансляционном узле был создан специальный творческий сектор Т Среди первых опытных передач малострочного Т значительное место занимали общественно-политические, специальные кинофильмы для Т (о праздновании 1 Мая, 15-летия Октябрьской революции 1917, пуске Днепрогэса и др.). В передачах участвовали М. И. Г. К. Орджоникидзе, Н. В. Крыленко, Н. А. Семашко; А. Г. Стаханов, В. П. Чкалов, С. С. Прокофьев, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др.; показывались специальные мультфильмы, отрывки из пьес, концерты. В 1936 проведено 300 телепередач общим объемом около 200 ч.

  Качественно новый этап в развитии Т наступил в конце 30-х гг. с переходом от малострочного механического Т к электронному. Экспериментальные передачи электронного Т осуществлены в 1938 телецентрами Москвы и Ленинграда. С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т, появились условия для создания массового телевещания. Основное содержание составляли художественные программы: кинофильмы, концерты, театральные спектакли. В 1938 по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль и первая тематическая передача (о 20-летии ВЛКСМ).

  Регулярное электронное Т в Москве и Ленинграде началось в 1939. 10 марта 1939 в Москве был показан по телевидению фильм об открытии 18-го съезда ВКП (б) (снятый по заказу Т "Союзкинохроникой"). В ноябре 1939 состоялась первая крупная общественно-политическая передача (о 20-летии 1-й Конной армии).

  С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т, появились условия для создания массового телевещания.

  По телевидению стали показывать кинофильмы, концерты, театральные спектакли и телеспектакли. В 1940 поступили в продажу электронные телевизоры 17—Т—1 (с небольшим экраном, но четким изображением). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Т в СССР, как и в др. странах, не функционировало. Первая послевоенная передача проведена 7 мая 1945; 15 декабря 1945 Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю); в 1947 начал работать Ленинградский телецентр. В 1949 закончилась реконструкция Московского телецентра (передачи со стандартом четкости 625 строк). С конца 40-х гг. налажено массовое производство телевизоров "Москвич Т-1", "Ленинград Т-2", "КВН-49". С конца 1946 стали регулярно передавать художественные и хроникальные кинофильмы. В 1948 введено в эксплуатацию внестудийное вещание; первая внестудийная передача — трансляция футбольного матча — проведена в 1949. Использование внестудийной техники значительно расширило возможности Т В 1951 создана Центральная студия Т, позволившая осуществлять ежедневное телевещание в Москве, расширить объем документальных, общественно-политических, публицистических передач. В 1954 на Центральной студии Т созданы редакции (отделы) пропаганды, промышленности, сельского хозяйства, науки, спорта. Ведущей формой документального вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д. В 1954 в Москве проведены первые экспериментальные передачи цветного Т В феврале 1956 началось вещание по 2-й программе центральной студии Т, советское Т стало многопрограммным. 1 мая 1956 впервые проведена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Широко освещался по Т Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957). Стали регулярными информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых на пленку театр. спектаклей (первый — фильм-спектакль Малого театра "Правда хорошо, а счастье лучше", 1951). В 1957 образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. К концу 50-х гг. Т стало общесоюзным. В 1960 действовало 103 студии Т и ретранслятора, среднесуточный объем вещания — 276,5 ч.

  С 1961 СССР — член международной организации Интервидение.

  В 1962 передачей репортажа с борта космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4" положено начало космическому Т В 1965 организована 3-я учебная программа Центрального Т, осуществлен обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком (при помощи искусственного спутника "Молния-1"). В 1966 проведена первая передача цветной телепрограммы из Парижа в Москву, с 1967 передачи цветного Т стали регулярными.

  В 60-е гг. сложилась система информационно-публицистического телевещания: ежедневные выпуски "Телевизионных новостей" (с 1960), программа "Время" (с 1968), цикловые тематические передачи. В 1961 на киностудии "Мосфильм" создано творческое объединение "Телефильм". В 1965 показан первый многосерийный художественный телефильм "Вызываем огонь на себя". С 1966 регулярно проводятся всесоюзные фестивали телефильмов (первый — в Киеве). Дальнейшему развитию Т способствовал ввод в строй Телевизионного технического центра им. 50-летия Октября в Москве (1967—70). Значительное достижение кинодокументалистики — многосерийный документальный телефильм "Летопись полувека", посвященный 50-летию Октябрьской революции 1917. Творческие возможности телевидения широко использованы при подготовке циклов "В. И. Ленин. Хроника жизни и деятельности" (около 40 художественных и документальных кино- и телефильмов), "По Ленинским местам" (1969—70) и др.

  КПСС и Советское правительство уделяют постоянное внимание развитию Т, росту его материально-технической базы, повышению идейного и художественного уровня вещания, роли его в деле формирования коммунистического мировоззрения, в идеологической борьбе с миром капитализма, в воспитании у советских людей нового, коммунистического отношения к труду. В постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем развитии советского телевидения" (январь 1960) отмечена возрастающая роль Т в идеологической работе партии, в политическом и культурном воспитании масс, названы конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию телевещания. Важная роль Т в системе воспитательной работы партии, государства и общественных организаций подчеркнута в Программе КПСС.

  В 1970 Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.

  В систему советского Т входят Центральное, республиканское и местное (краевое, областное) телевещание. Центральное Т ведет вещание по 6 программам, две из которых предназначены для отдаленных районов страны, 1-я программа — основная общесоюзная информационная, общественно-политическая, художественная и познавательная. Среднесуточный объем вещания 13 ч. Включает передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической, культурной жизни СССР и за рубежом, трансляции праздничных и торжественных собраний, демонстраций, митингов трудящихся, правительств. встреч и др. крупных политических мероприятий, репортажи из космоса. Основные передачи: выпуски "Новостей", программа "Время", передачи "Ленинский университет миллионов", "Дневник соцсоревнования", "Сельский час", "Подвиг", "Служу Советскому Союзу", "Наука сегодня", "Слово ученому", "Человек и закон", "Советский Союз глазами зарубежных гостей". Регулярно передаются выступления политических обозревателей; международные проблемы освещаются также в передачах "Содружество", "Международная панорама" и др. Популярны познавательные циклы "Клуб кинопутешествий", "В мире животных", "Очевидное — невероятное", "Человек. Земля. Вселенная", "Здоровье", "Кинопанорама"; передачи "Беседы о литературе" и др. Т ведет пропаганду различных форм музыкального искусства, проводит фестивали советской песни; совместно с творческими союзами организует авторские вечера композиторов. Значительное место в программе занимают теле- и кинофильмы, трансляции театральных и телеспектаклей, концерты мастеров искусств, выступления самодеятельных коллективов, эстрадные и юмористические передачи — "13 стульев", "Голубой огонек" и др.; передачи для детей — "Встречи со знатными людьми", "Костер", "Будильник", спектакли, мультфильмы; для молодежи — "Испытай себя" и др.; трансляции спортивных соревнований. С учетом поясного времени готовится дубль 1-й программы — программа "Восток" для Узбекской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, ряда областей Казахской ССР и Урала (передается посредством наземных линий связи; среднесуточный объем 13 ч). Программа "Орбита" формируется из передач 1-й программы и передается по космической системе связи в районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и Средней Азии. Среднесуточный объем 19 ч. 2-я программа — информационно-публицистическая и художественная, принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объем 6 ч. Включает также передачи о тружениках Москвы и Московской области, 3-я программа — учебная и научно-популярная, состоит из передач для школьников, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, студентов, специалистов народного хозяйства. Принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объем 6,2 ч. Передачи для учащихся (по литературе, географии, истории, основам советского законодательства, физике и др. предметам) предназначены для использования на уроке и для индивидуального просмотра. Ведутся занятия для студентов-заочников (по философии, истории КПСС, научному коммунизму, математике и др.). В программе для системы повышения квалификации специалистов народного хозяйства циклы по вопросам экономики, научной организации труда и управления производством; специальные передачи для учителей, врачей, а также для самостоятельно изучающих иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) и готовящихся к поступлению в вуз. В программе участвуют сотрудники АН СССР, академий союзных республик и отраслевых академий, преподаватели ведущих вузов, общественные деятели, писатели, мастера искусств, педагоги, специалисты производства, 4-я программа — художественная. Среднесуточный объем 3,5 ч (в основном — повтор художественных передач 1-й программы).

  Республиканское и местное (краевое, областное) телевещание ведут (1975) 130 программных телецентров (78 в РСФСР, 52 в др. союзных республиках), общий среднесуточный объем свыше 2000 ч. Программы создаются в основном на местном материале, координируются по тематике и структуре с программами Центрального Т, дополняя их. Во всех союзных и автономных республиках наряду с программами Центрального Т есть программы, включающие передачи на родном языке. Регулярно готовятся передачи о жизни республик, краев и областей для Центрального Т В столицах союзных республик и 10 крупных городах (Ленинграде, Волгограде, Свердловске, Новосибирске, Горьком, Саратове, Челябинске, Петрозаводске, Владивостоке, Перми) ведется телевещание по двум и более программам. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Баку, Вильнюсе, Риге регулярно транслируются передачи цветного Т Средний объем 200 ч в неделю. Приемо-передающая сеть Т насчитывает свыше 1800 ретрансляторов, свыше 70 тысяч км радиорелейных линий, около 70 приемных станций космической системы связи "Орбита". В зоне уверенного приема передач на каждые 100 семей в среднем приходится 98 телевизоров. Всего у населения насчитывается (1975) 60 млн. телевизоров, в том числе свыше 1 млн. цветных.

  Подготовку и выпуск телевизионных программ Центрального Т осуществляют его Главные вещательные редакции, Главная дирекция программ и Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября; производство телефильмов — творческие объединения студий Т (ведущее — "Экран" Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию) и крупнейшие киностудии (по заказу Т). Почта Центрального Т в 1975 составила около 2 млн. писем.

  За рубежом регулярные телепередачи начались в 1936 в Великобритании и в 1941 в США. Массовое распространение в Европе Т получило в 50-е гг., в развивающихся странах — в 60-е гг.

  Распределение телевизоров по отдельным районам мира (1974): Западная Европа — 88,5 млн. штук (население 398,4 млн. чел.), Восточная Европа (включая СССР) — 63,5 млн. (355,7 млн. чел.), Ближний Восток (включая Северную Африку) — 3,5 млн. (158,9 млн. чел.), Азия (включая Японию) — 30,3 млн. (2 млрд. чел.), Австралия — 4,2 млн. (21,7 млн. чел.), Северная Америка (включая США) — 106,3 млн. (231 млн. чел.), Латинская Америка — 18,2 млн. (282,1 млн. чел.).

  В др. социалистических странах Т является государственным. В целом им охвачено все население, например в ПНР на 1 января 1975 насчитывалось 6,1 млн. телевизоров, ГДР — 4,8 млн., ЧССР — 3,8 млн., СФРЮ — 2,7 млн., ВНР — 2,2 млн., СРР — 1,9 млн., НРБ — 1,4 млн., на Кубе — 0,6 млн., в МНР — 0,003 млн. Т двухпрограммное, цветные передачи демонстрируются ежедневно. Еженедельный объем вещания составляет; ПНР — 170, Куба — 130, ГДР — 120 СРР — 104, ЧССР — 100, ВНР — 95 НРБ и СФРЮ — 70, МНР — 30 ч. Сотрудничество между телеорганизациями социалистических стран (обмен передачами, совместное производство, координация планов и др.) осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Интервидения.

  В развитых капиталистических странах существует как государственное, так и коммерческое Т Ведущие телеорганизации (включая коммерческие): Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) — в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) — в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Italiana) — в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) — в Японии; АРД (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bun-desrepublik Deutschland), ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) — в ФРГ. T, работает по двум и более программам. Еженедельная продолжительность передач при многопрограммном Т составляет в среднем 150—200 ч в сутки. Т используется в интересах правящих монополистических кругов для пропаганды буржуазной идеологии. Коммерческое Т (существующее на доходы от рекламы и организационно оформленное как ряд акционерных предприятий) наиболее развито в США, Японии, Великобритании, Канаде. В США существует свыше 700 коммерческих телестанций, большая часть которых на правах филиалов входит в одну из трех общенациональных программ (или сетей) — Си-Би-Эс, Эн-Би-Си, Эй-Би-Си. Основные жанры коммерческого Т — комедии, детективы, вестерны, эстрадные шоу; нередки на телеэкране низкопробные развлечения, сцены насилия и жестокости; значительное место отводится рекламе. В 1975 в США действовало несколько тысяч кабельных систем ("платные программы"), которые обслуживали до 10 млн. абонентов. В программе популярные серии телепередач, кинофильмы и спортивные соревнования. В 70-е гг. кабельное Т начало развиваться и в европейских странах.

  В развивающихся странах Т, как правило, является государственным. Как массовое средство информации, просвещения и развлечения Т уступает радиовещанию. Большое значение придается учебно-образовательной функции национального Т Телепередачи идут в основном по одной программе в вечернее время. Практикуются коллективные просмотры в клубах (из-за недостатка телевизоров).

  Техническими, программными и юридическими аспектами Т в плане многостороннего международного сотрудничества занимаются всемирные и региональные организации и союзы. Распределение волн находится в ведении Международного союза электросвязи. Международный обмен телепрограммами осуществляется через Интервидение, Евровидение; Азиатский союз радиовещания (основан в 1964); Африканский союз радио- и телеорганизаций (1962); Межамериканскую радиовещательную ассоциацию (1946); Арабский союз электросвязи (1958). Обмен телепередачами с помощью спутников идет через "Интерспутник" (1971, международная система космической связи социалистических стран) и "Интелсат" (1964, объединяет США, страны Европы и некоторые др. страны).

  Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 52; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 7 (1955—1959), 8 изд., М., 1971; Вопросы идеологической работы. Сб. важнейших решений КПСС (1954-1961), М., 1962; Сб. важнейших решений КПСС (1965-1973), 2 изд., М., 1973; О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Ильин Р. Н., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Юровский А. Я., Т — поиски и решения, М., 1975; Саппак В. С., Т и мы, М., 1963; Кравченко Л. П., Тайны голубого экрана, М., 1974; Девис Д., Азбука телевидения, пер. с англ., М., 1962.

  С. Г. Лапин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 03:36:09