Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Луначарский Анатолий Васильевич

Луначарский (далее Л) Анатолий Васильевич (11(23).11.1875, Полтава, — 26.12.1933, Ментона, советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вел пропаганду в рабочих кружках. В 1895—98 — в Швейцарии, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой "Освобождение труда". С 1898 вел революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведен в Вологду, Тотьму (1900—04). Конец 19 — начало 20 веков для Л. — период внутренне противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения идеалистической философией Р. Авенариуса, что позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях: с одной стороны, подчеркивание роли субъективных и биологических факторов, влияние эмпириокритицизма ("Основы позитивной эстетики", 1904), с другой — выдвижение на первый план социальных, классовых критериев ("Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве", 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке вел пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Л. по предложению В. И. Ленина уехал за границу, вошел в состав редакций большевистских газет "Вперед", "Пролетарий", активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооруженном восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В 1904—07 Л. играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьезные философские разногласия, которые в годы реакции 1908—10 углубились. Л. вошел в группу "Вперед", стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства ("Религия и социализм", т. 1—2, 1908—11; "Атеизм", 1908; "Мещанство и индивидуализм", 1909). Политические и философские заблуждения Л. были подвергнуты Лениным острой критике в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Однако в эстетике Л. оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства ("Задачи социал-демократического художественного творчества", 1907; "Письма о пролетарской литературе", 1914; статья о пьесах М. Горького и др.).

  В период 1-й мировой войны 1914—18 — интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к "межрайонцам", вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП (б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917—29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918—20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.

  Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Л. внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования. Л. много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Л. тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы. Л. был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внес огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Л. впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Л. острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Л. одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе ("Ленин и литературоведение", 1932) и обосновал новый метод советского искусства ("Социалистический реализм", 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Л. "был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства" (Роллан) за рубежом.

  Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Л. на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.

  Л. — автор работ по истории революционной и философской мысли ("Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818—1918", 1918; "От Спинозы до Маркса", 1925; "Барух Спиноза и буржуазия", 1933; статья о Н. Г. Чернышевском, 1928). Перу Л. принадлежат пьесы "Королевский брадобрей" (1906), "Фауст и город" (1918), "Канцлер и слесарь" (1921) и другие. Мемуарные работы "Рассказы о Ленине" (1959) и другие содержат яркие личные воспоминания об Октябрьской революции 1917. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.

  Соч.: Собрание сочинений. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; О театре и драматургии, т. 1—2, М., 1958; В мире музыки, М., 1958; О народном образовании, М., 1958; Статьи и речи по вопросам международной политики, М., 1959; О кино, М., 1965; Силуэты, М., 1965; Об изобразительном искусстве, т. 1—2, М., 1967; Воспоминания и впечатления, М., 1968; Неизданные материалы, "Литературное наследство", т. 82, М., 1970 (есть библиографический указатель); Статьи о советской литературе, 2 изд., М., 1971; В. И. Ленин и А. В. Л, "Литературное наследство", т. 80, М., 1971; Об атеизме и религии, М., 1972.

  Лит.: Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца. Воспоминания, (2 изд.), 1965; Каиров И. А., А. В. Л — выдающийся деятель социалистического просвещения, (М., 1966); Лифшиц М. А., Вместо введения в эстетику А. В. Луначарского, в книге: Л А. В., Собрание сочинений в 8 томах, т. 7, М., 1967, с. 587—613; Дементьев А. Г., Сац И. А., А. В. Л и вопросы советской литературы, в книге: История русской советской литературы, т. 1 — 1917—1929, М., 1967; Лебедев А. А., Эстетические взгляды А. В. Луначарского, 2 изд., М., 1969: Бугаенко П. А., А. В. Л и советская литературная критика, Саратов, 1972; А. В. Л о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902—1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964.

  А. Ф. Ермаков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.07.2024 09:05:25