Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Декадентство

Декадентство (далее Д) (франц. decadence, от позднелат. decadentia - упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 - начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм.

  Сложное и противоречивое явление, Д имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. "Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко "мещанскими" по своей природе" (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д являются мотивы небытия и смерти.

  Как характерное веяние времени Д не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д затронули творчество значительной части художников конца 19 - начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д В наиболее отчетливом виде мотивы Д впервые проявились в поэзии французского символизма - в творчестве т. н. "проклятых поэтов" (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д отмечено творчество прерафаэлитов (Д Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к ним О. Бердсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д"Аннунцио. Влияние Д сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 - начала 20 вв., как О. Уайльд - в Великобритании, М. Метерлинк - в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке - в Австрии, М. Пруст - во и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).

  В России Д отразилось в творчестве поэтов-символистов (прежде всего т. н. "старших" символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д Мережковского, З. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова "Евангелие от декаданса"), затем В. Брюсова, К. Бальмонта), в ряде произведений Л. Н. Андреева, в сочинениях Ф. Сологуба и особенно в натуралистической прозе М. П. Арцыбашева, А. П. Каменского и др. Настроения Д получили особенное распространение после поражения Революции 1905-07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Д в рус. искусстве и литературе. После Октябрьской революции эти традиции были продолжены советской литературной и художественной критикой.

  Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.

  Лит.: Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Толстой Л. Н., Что такое искусство?, Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч., т. 23, М., 1953; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Гурмон Р. де. Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Мережковский Д С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914; Асмус В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, т. 27-28, М., 1937; Verlaine ., Les poètes maudits, ., 1900; Kahn G., Symbolistes et décadents, ., 1902; AIbérès R. М., Bilan littéraire du 20 siècle, ., 1956; Roda ., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, (1966).

  О. Н. Михайлов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 12:40:30