Строительство домов из клееного бруса http://www.indivi-dom.ru/.
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Классицизм

Классицизм (далее К) (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

  К формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, которое в то время, по словам К Маркса, выступило "... как всеобщий разум..." (см. К Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 254), "... как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества" (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феодальную анархию и установить в стране спокойствие и порядок.

  Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип "подражание природе", классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания - искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало "высокомерное" по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своем идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К, оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К придает огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

  Эстетика К устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода, а в живописи - исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера - государственная жизнь или религиозная история, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи - т. н. "малый жанр" - пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

  К в литературе. Поэтика К начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная художественная система К сформировался лишь во 17 в., в период укрепления и расцвета абсолютизма.

  Поэтика французского К складывается и осознается постепенно в борьбе с прециозной литературой и бурлеской, но законченно-системное выражение получает лишь в "Поэтическом искусстве" (1674) Н. Буало, обобщившего художественный опыт французской литературы 17 в.

  Зачинателем поэзии и поэтики К явился Ф. Малерб; проведенная им реформа языка и стиха была закреплена Французской академией, на которую была возложена задача создания общеобязательного языкового и литературного канона. Ведущим жанром К была трагедия, решающая важнейшие общественные и нравственные проблемы века. Общественные конфликты изображаются в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями. В этой коллизии отразилась наметившаяся поляризация общественного и частного бытия человека, определявшая и структуру образа. Родовая, общественная сущность, мыслящее, разумное "я" противостоит непосредственному индивидуальному бытию героя, который, становясь на точку зрения разума, как бы извне обозревает себя, рефлектирует, томится своей расколотостью, ощущает императив стать равным своему идеальному "я". На раннем этапе (у П. Корнеля) этот императив сливается с долгом перед государством, а в дальнейшем (у Ж. Расина), по мере все усиливающегося отчуждения государства, утрачивает политическое содержание и приобретает этический характер. Внутреннее ощущение надвигающегося кризиса абсолютистской системы сказывается в трагедиях Расина и в том, что идеально стройная художественная конструкция находится в противоречии с царящим в них хаосом слепых и стихийных страстей, перед которыми бессильны разум и воля человека.

  Во французском К высокого развития достигли также "низкие" жанры - басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер). Именно в "низких" жанрах, образ которых строится не в идеальной дали исторического или мифологического прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило развитие реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество которого вобрало в себя различные идейно-художественные течения и определило во многом дальнейшее развитие литературы. Собственно у Мольера комедия перестала быть "низким" жанром: его лучшие пьесы получили название "высокой комедии", ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие общественные, нравственные и философские проблемы века. В рамках К развивается и проза, для которой характерны типизация страстей, аналитические характеристики, точность и ясность слога (проза моралистов Ф. Ларошфуко, Б. Паскаля, Ж. Лабрюйера, а также психологический роман М. М. Лафайет).

  Вступив в полосу упадка в конце 17 в., К возрождается в эпоху Просвещения. Новый, просветительский К сосуществует на протяжении 18 в. с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением. Просветители во многом продолжают традиции К 17 в. Им оказались близкими выраженные в К позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти; пафос цивилизации; рационалистическая концепция художественного творчества. Однако социально-политическая ориентация просветительского К меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, пафосом свободы. Обращение к античности, как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть К, в том числе и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций,  т. к. во всех своих построениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе. С просветительским К тесно связана литература Великой французской революции, которая облекала героические устремления в античные мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.) В преданиях античности деятели революции, по словам К Маркса "нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того,  чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" (Маркс К и Энгельс Ф., там же, т. 8, с. 120).

  Под влиянием французской литературы К развивается и в др. странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосколо), в (И. К Готшед). Классицистские произведения Готшеда, всецело ориентированные на французские образцы, не оставили значительного следа в немецкой литературе, и только во 2-й половине 18 в. складывается новый немецкий К как оригинальное художественное явление (т. н. веймарский классицизм). В отличие от французского, на первый план он выдвигает нравственно-эстетические проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гете и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества. "Благородную простоту", гармонию и художественное совершенство греческой классики, возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противопоставляли убожеству немецкой действительности и всей современной цивилизации, калечащей человека. Шиллер и отчасти Гете искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.

  В эпоху наполеоновской империи К утратил свое живое прогрессивное содержание. Его характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и мертвый академизм. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во вплоть до 30-40-х гг. 19 в.

  В. Я. Бахмутский.

  К в России зародился во 2-й четверти 18 в. под идеологическим влиянием эпохи Петра (с ее пафосом безусловного подчинения личности сознательно понятым общенациональным интересам) в творчестве первых русских просветителей - зачинателей новой русской литературы А. Д. Кантемира, В. К Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Идея естественного равенства людей, усвоенная русским просветительством 18 в., стала основой его социологических и этических построений, а в литературе К обусловила обращение к разработке этической сущности человека. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора (отношения к изображаемому). Поэтому опыт западноевропейского К был подвергнут существенной переработке; в русском К получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, В. П. Петров, Г. Р. Державин). В тематике трагедий преобладают национально-исторические сюжеты (Сумароков, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев), а в их стиле - лиризм и "рупорность" основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора. К пережил сложную историю становления и выработки своей эстетики от 1730-х до 1790-х гг., когда против него выступили сторонники нового литературного направления - сентиментализма. Перестав удовлетворять общественным потребностям, К оставил в наследство русской литературе 19 в. пафос гражданственности и сатирического обличения. После статей В. Г. Белинского в русской академической науке и критике надолго установилось отрицательное отношение к К, преодоленное только в работах советских исследователей.

  И. З. Серман.

  В пластических искусствах предпосылки К зарождаются уже во 2-й половине 16 в. в Италии - в архитектурной теории и практике теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы. Однако на всем протяжении 17 в. К, развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в 18-начале 19 вв. Архитектуре К в целом присущи геометризм подчеркнуто статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры - при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным ее мотивам и элементам, а постижение ее общих тектонических закономерностей. Основой архитектурного языка К становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих веков. Стены трактуются, как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы; архитектурный декор вводится таким образом, что никогда не "скрывает" общей структуры, но становится ее тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру К свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов: широко используя перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи, К принципиально отъединяет иллюзорное пространство от реального. В классицистическом синтезе искусств формы подчинены строгой иерархии, где отчетливо главенствует архитектура. Градостроительство К генетически связано с принципами Возрождения и барокко и активно развивает концепцию "идеального города"; в конце 18-1-й трети 19 вв. складываются новые приемы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природе, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тектонической ясности архитектуры К соответствует строгая разграниченность пространственных планов в скульптуре и живописи. Пластика К, в которой преобладают замкнутые одноцветные объемы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм. В живописи К преимущественное значение обретают рисунок и светотень (особенно в позднем К, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика - к чистой, стилизованной линеарности), локальный колорит строится на сочетании трех главенствующих цветов (например, коричневый для первого, зеленый для второго, голубой для дальнего плана), свето-воздушная среда разрежается и превращается в нейтральное заполнение промежутков между пластическими объемами, действие разворачивается, как на сценической площадке.

  Величайшим художником и теоретиком французского К 17 в. был Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью этического содержания, просветленной гармоничностью ритмического строя и колорита. Блестящее развитие в эту эпоху получает идеальный пейзаж (Н. Пуссен, Клод Лоррен, Г. Дюге) воплощающий мечту о веке. В архитектуре принципы К складываются в отмеченных ясностью в отмеченных ясностью ордерных членений и композиции постройках Ф. Мансара, в восточном фасаде Лувра, созданном К Перро (), - наиболее чистом по стилю образце К 17 в., в творчестве Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й половины 17 в. французский К вбирает в себя все больше элементов барокко, что проявилось, в частности, в архитектуре и планировке Версаля (архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др., планировка парка - А. Ленотр). Закреплению доктрин К способствовало создание в Париже королевских академии живописи и скульптуры (1648) и академии архитектуры (1671), разработавших свод законов композиции и рисунка, нормы изображения эмоций, систему жанров в живописи и пропорций в архитектуре. В 17- начале 18 вв. К распространяется также в зодчестве Голландии (архитектор Якоб ван Кампен, П. Пост), породившем особо сдержанный его вариант, в архитектуре Англии, где в строгом благородстве построек И. Джонса еще сохраняются отголоски Ренессанса, а в произведениях  К Рена и его последователей окончательно формируется национальный вариант К

  В середине 18 в. возникает новое направление в К, соответствующее просветительскому К в литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре теперь все чаще отказываются от жестких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяется интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для классицистического здания нового типа становится пейзажная среда "английского" парка. Огромное влияние на К 18 в. оказали развитие археологических знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды И. И. Винкельмана, И. В. Гете, Ф. Милиция.

  Во французском зодчестве этой эпохи складываются новые архитектурные типы: изыскано-интимный особняк, лаконически-монументальное общественное сооружение, открытая городская площадь (архитекторы Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло). Гражданский пафос и лирическая мечтательность по-разному сочетаются в пластике Ж. Б. Пигаля, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудона, исторической и мифологической живописи Ж. М. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера. Накануне Великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой лапидарности форм, к внушительным дидактическим образам, зодчие все чаще обращаются к мотивам греческой архаики, искусства Древнего Египта, иногда - к безордерной системе (постройки и проекты К Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Леке). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Б. Пиранези) послужили отправной точкой для позднего К, или ампира. В живописи К крупнейшим представителем революционного направления был Ж. Л. Давид, чье творчество насыщено мужественной драматичностью, торжественностью образного строя. В эпоху Наполеона в архитектуре французского ампира усиливаются черты пышной репрезентативности (Ш. Персье, П. Фонтен, Ж. Ф. Шальгрен), нередко приводившей к чрезмерной измельченности деталей, что сказалось и в декоративно-прикладном искусстве. Живопись позднего К, несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Д. Энгр), вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное направление.

  Важнейшим интернациональным центром К 18-начала 19 вв. становится Рим, где господствует направление, нередко сочетающее величавое благородство форм с абстрактной и холодной идеализацией. Здесь работают: немецкий живописец А. Р. Менгс; скульпторы - итальянец А. Канова и датчанин Б. Торвальдсен; австрийский пейзажист И. А. Кох.

  Для немецкого классицистического зодчества 18-начала 19 вв. характерен строгий и рациональный стиль построек Ф. В. Эрмансдорфа, а также К Г. Лангханса, Д. Жилли и Ф. Жилли. Если в произведениях К Ф. Шинкеля, знаменующих вершину позднего немецкого К, суровая монументальность форм органически связана с поисками новых, функциональных решений, то в постройках Л. фон Кленце и Ф. Гертнера господствует сухой археологизм. В изобразительном искусстве немецкого К, проникнутом созерцательным настроением, выделяются портреты А. и В. Тишбейнов, мифологические и аллегорические картоны А. Я. Карстенса, пластика И. Г. Шадова, И. Г. Даннеккера, К Д. Рауха, а в декоративно-прикладном искусстве - произведения мебельщика Д. Рентгена.

  В английском классицистическом зодчестве 18-начала 19 вв. первоначально преобладает тесно связанное с расцветом паркового строительства (архитекторы У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс); об усилении археологического интереса к античным образцам свидетельствуют постройки братьев Адам, отмеченные особым изяществом декоративной отделки. В начале 19 в. архитектуре проступают ампирные черты (особенно в творчестве Дж. Соуна). Центральными достижениями английского К являются высочайшая культура оформления жилой среды, смелые градостроительные мероприятия, отчасти предвосхищающие идею города-сада (архитекторы Дж. Вуд, Дж. Вуд Младший, Дж. Нэш). Наиболее последовательными представителями К в Англии были также рисовальщик-иллюстратор и скульптор Дж. Флаксмен и мастера декоративно-прикладного искусства (керамика Дж. Уэджвуда и мастеров завода в Дерби).

  В 18-начале 19 вв. К развивается также в Италии (архитектор Дж. Пьермарини), Испании (архитектор Х. де Вильянуэва), странах Восточной Европы и Скандинавии, в США (архитектор Т. Джефферсон, Дж. Хобан; живописцы Б. Уэст и Дж. С. Копли). К конца 1-й трети 19 в. К теряет значение ведущего течения и становится в ряд псевдоисторических стилей; отголоски его сохраняются в неоклассицизме 20 в.

  Русский К возник в середине 18 в. и превратился в господствующий стиль в последней трети 18-1-й трети 19 вв. Процесс формирования нации, подъем государственности и небывалый для России расцвет светской культуры были историко-идеологической почвой, питавшей патриотический пафос русского К Произведения зодчих раннего К (1760-70-е гг.; А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, К И. Бланк, А. Ринальди) хранят еще пластическую обогащенность форм, присущую барокко. Мастера зрелого К (1770-90 гг.: В. И. Баженов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков) создают постройки с тонкой пластической дифференциацией фасадов, активно участвующие в организации пространственно-планировочной структуры города; развивается новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги), возникает русский вариант (Н. А. Львов). В эпоху русского ампира (1-я треть 19 в.), отражающего идеи политического триумфа и мощи России, осуществляются особо грандиозные градостроительные мероприятия (особенно в Петербурге, где впервые была поставлена и решена проблема сочетания регулярных начал симметрично-осевой планировки со свободным, открытым пространством реки), разрабатываются регулярные планы более чем 400 городов, "образцовые" проекты почти всех типов сооружений, формируются ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и других городов. Величественные ансамбли и отдельные здания (преимущественно в Петербурге) создают А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К И. Росси, В. П. Стасов; в Москве строительство ведется Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьевым (особенно характерным для Москвы становится тип небольшого особняка с уютным интерьером). Тонким своеобразием и поэтичностью отличаются городские особняки и сельские усадьбы русского К, где классицистические формы и декор находят органическое воплощение в дереве. В изобразительном искусстве развитие русского К тесно связано с деятельностью учрежденной в 1757 петербургской Академией Художеств.

Скульптура русского К представлена монументально-декоративной пластикой (составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой), станковыми композициями, элегически-просветленными надгробиями (И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. И. Теребенев), произведениями медальерного искусства (Ф. П. Толстой). В живописи видными мастерами классического истинного жанра были А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, И. А. Акимов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К Шебуев, ранний А. А. Иванов. Принципы К отразились также в проникновенно-психологических скульптурных портретах Ф. И. Шубина, живописных портретах Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, пейзажах Ф. М. Матвеева, поэтичной графике Ф. П. Толстого. В декоративно-прикладном искусстве русского К среди замечательных образцов изделий, характерных для К вообще (художественный металл, фарфор,  хрусталь и т. д.), оригинальностью своей техники и материала выделяются произведения камнерезного искусства, вещи из полированной стали, мебель из карельской березы. В 1-й половине 19 в. все более      характерными для изобразительного искусства русского К становятся бездушные академические схемы, с которыми вели борьбу мастера демократического направления.

  А. И. Каплун.

  В театральном искусстве К способствовал более глубокому раскрытию идеи драматургического произведения, преодолению преувеличенности в изображении чувств, свойственной средневековому театру. Мастерство исполнения классицистской трагедии, поднятое на высоту подлинного искусства, подчинялось эстетическим принципам, вытекавшим из классицистской эстетики Н. Буало. Основным условием творчества актеров становится рационалистический метод, сознательная работа над ролью. Актер трагедии должен был эмоционально выразительно читать стихи, не стремясь  к созданию иллюзии подлинных переживаний героя. Но в актерском искусстве проявлялось характерное для К противоречие - принцип обращения к природе, разуму, истине был ограничен нормами придворного, аристократического вкуса. Классицистский спектакль в целом отличался помпезностью, статичностью, актеры действовали на фоне декорации, лишенной исторической и бытовой конкретности (так, например дворец по желанию). Утверждение К в актерском искусстве связано с творчеством французских актеров Мондори, Флоридора, Т. Дюпарк, М. Шанмеле. В 18 в. просветительский К получил выражение в творчестве А. Лекена, И. Клерон, М. Дюмениль. Их этический и гражданский пафос преодолел салонную изысканность придворного К Демократические тенденции К наиболее отчетливо проявились в сценической практике Мольера. В период Великой французской революции прогрессивные деятели театра, прежде всего Ф. Ж. Тальма, придали К новое, революционно-героическое  звучание. Французский К 17-18 вв. оказал влияние на театр др. стран Европы; крупнейшие его представители - К Нейбер в Т. Беттертон, Дж. Кембл в Англии. Яркое проявление К в театре - творчество Э. Рашель. В 19 - начале 20 вв. эстетические нормы К сказывались в спектаклях театра "Комеди Франсез", в игре Ж. Муне-Сюлли, Сары Бернар и др. актеров.

  В России К возник в 30-50-е гг. 18 в. Творчество крупнейших деятелей русского театра, сохранявшего основные признаки К, было по сравнению с западноевропейским насыщено просветительскими тенденциями, мотивами протеста, сатирического обличения. Актеры, выросшие на основе национальной сценической школы К, - Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский, Т. Н. Троепольская, С. Н. Сандунов. В конце 18 - начало 19 вв. К пережил пору идейного и художественного кризиса, т. к. искренность и сила актерских эмоций вступали в противоречие с каноническими правилами классицистской манеры игры и разрушали их.

  Г. Н. Бояджиев.

  Лит.: Реизов Б. Г., Между классицизмом и романтизмом, Л., 1962; Русская литература XVIII в. Эпоха классицизма. (Сб. ст.), М.- Л.,1964; Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала 17 в., М., 1967; Обломиевский Д. Д., Французский классицизм, М., 1968; Поспелов Г. Н., "Художественная система" русского классицизма, в его кн.: Проблемы литературного стиля, М., 1970; Ernst ., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, ., 1924; Bray R., formation de la doctrine classique en France, Gen,, 1931; Adam A., Histoire de la littérature française au XVII siecle, v. 1-5, ., 1948-56; Peyre ., Qu"est-ce que ie classicisme?, ., 1933.

  История русского искусства, т. 6-8 (кн. 1), М.,1961-63; Всеобщая история искусств, т. 4-5, М., 1963-64; Коваленская Н. Н., Русский классицизм, М., 1964; Ренессанс, Барокко, К. Проблема стилей в западноевропейском искусстве 15-17 веков, М., 1968; Всеобщая история архитектуры, т. 7, М., 1969: Ротенберг Е. И., Западноевропейское искусство 17 века, М., 1971 (Памятники мирового искусства, вып.4, 1-я серия); Zeitler R., Klassizismus und Utopie, Stockholm, 1954; Kaufmann Е., Architecture in the Age of Reason, Camb. (Mass.), 1955: Hautecoeur L., L"histoire de l"architecture classioue en France, v. 1-7, ., 1943-57; Tapie ., Baroque et classicisme, ., (1957); Praz М., Gusto neoclassico, Napoli, 1959; Novotny ., Painting and sculpture in Europe. 1780- 1880, Harmondsworth, 1960; Hubala Е., Die Klinst des 17. Jahrhunderts, ., 1970; Keller ., Die Kunst des 18. Jahrhunderts, ., 1971.

  История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.11.2021 00:24:55
00:10 До конца года войска получат танки «Армата»
00:03 Беднейшим странам мира предсказали смертельный голод
23:56, 27 ноября 2021 Видео поражения Александра Емельяненко появилось в сети
23:41, 27 ноября 2021 В центре Гамалеи объяснили быструю разработку вакцины от COVID-19
23:40, 27 ноября 2021 Опубликовано первое изображение омикрон-штамма
23:18, 27 ноября 2021 Предугадавшая появление омикрон-штамма врач назвала его симптомы
23:06, 27 ноября 2021 Видео выступления пьяного Димы Билана на свадьбе попало в сеть
22:55, 27 ноября 2021 В США испугались недовольства Германии по «Северному потоку-2»
22:47, 27 ноября 2021 Раскрыты пять предвестников инсульта
Больше новостей
СегодняМир «Мы убьем тебя, жди нас» Тысячи афганцев сбежали от талибов в Таджикистан. Почему они до сих пор боятся за свою жизнь?
27 ноября 2021Мир В Европу пришел новый штамм коронавируса из Африки. Что известно про омикрон и насколько он опасен?
СегодняЦенности Дочь корейского Сталина. Как глава Южной Кореи поддалась чарам шаманов, набрала миллионных взяток и села в тюрьму
20:29, 27 ноября 2021 Глава Росмолодежи анонсировала программу развития уличной культуры и спорта
23:35, 27 ноября 2021 В Москве назвали процент мигрантов на стройплощадках
00:02 Желающим попасть на «Щелкунчика» москвичам пообещали отсутствие ночевок на улице
СегодняКультура «У таких людей эти разговоры кончаются плохо» Квентин Тарантино выпустил свой первый роман. Каким он получился?
27 ноября 2021Культура От Моргенштерна до Инстасамки: почему в России преследуют и запрещают провокационных артистов?
23:14, 27 ноября 2021 Емельяненко попросил реванш у Сантоса после поражения
20:19, 27 ноября 2021 Великобритания ужесточит правила въезда для туристов из-за коронавируса
23:25, 27 ноября 2021 На Украине оценили предложение вовлечь Киев в решение миграционного кризиса
СегодняНаука и техника Защита для сердца. В России нашли способ восстановить клетки при диабете. Как он работает?
27 ноября 2021Из жизни «Уходите, вы нам не нужны!» Как афганцы на верблюдах оказались в Австралии и почему их ценили не больше животных?
23:13, 27 ноября 2021 В Москве продавщицу задержали после продажи алкоголя несовершеннолетнему
23:14, 27 ноября 2021 Доктор Мясников сравнил инфекции с недобитым врагом
23:01, 27 ноября 2021 На Украине посчитали «вопросом времени» членство в ЕС и НАТО
26 ноября 2021Россия «Директор отмажется, у него денег много» Бывший горняк шахты «Листвяжная» о том, что привело к гибели 52 человек
27 ноября 2021Моя страна «Никогда бы не подумала, что это Россия!» Куда отправиться, чтобы увидеть самые красивые маяки страны?
22:45, 27 ноября 2021 Певица Ольга Бузова сбежала из московской больницы
22:46, 27 ноября 2021 Александр Емельяненко проиграл в главном бою AMC Fight NIghts 106
22:35, 27 ноября 2021 Умерший политик одержал победу на местных выборах в Индии
27 ноября 2021Силовые структуры «Он был рисковым человеком» Как телохранители спасали Брежнева от пуль террористов и шли за ним в урановые шахты
26 ноября 2021Россия «Людей заранее объявили погибшими» Трагедия на шахте «Листвяжная» — не первая. Почему в Кузбассе гибнут сотни шахтеров?
22:41, 27 ноября 2021 Посол России рассказал об очень опасном заблуждении НАТО
22:23, 27 ноября 2021 Боец MMA нокаутировал оппонента ударом в печень
22:29, 27 ноября 2021 Российский офицер выстрелил в солдата-срочника
26 ноября 2021Культура Ночной дозор. В прокат вышел самый стильный фильм ужасов этого года. Почему его нужно смотреть?
27 ноября 2021Россия «Шофера пришлось порезать...» Кто и как раскрывал самые громкие преступления во времена СССР
22:23, 27 ноября 2021 Российский посол объяснил стремление США оправдать провалы Зеленского
22:21, 27 ноября 2021 Россияне вспомнили исчезнувший кинотеатр «Патриот» в Москве
22:19, 27 ноября 2021 Посол оценил возможность нападения России на Украину
26 ноября 2021Россия В шахте «Листвяжная» нашли выжившего. В спасение людей под землей уже никто не верил
25 ноября 2021Силовые структуры Из тюремного ада. Как многолетние пытки и издевательства над заключенными привели к отставке главы ФСИН России
22:20, 27 ноября 2021 Появилось видео лучших моментов матча «Краснодара» и «Химок» с шестью голами
22:18, 27 ноября 2021 В России допустили большую заразность омикрон-штамма
22:17, 27 ноября 2021 В Подмосковье рабочие нашли труп ребенка при сортировке мусора
25 ноября 2021Россия 52 человека погибли в шахте «Листвяжная» в Кемеровской области. Это горняки и спасатели. Живых под землей больше нет
25 ноября 2021Россия Госдума лишила депутата Рашкина неприкосновенности. Какое наказание его ждет за убийство лося?
22:14, 27 ноября 2021 Посол России заявил об увеличении поставок американского вооружения на Украину
21:06, 27 ноября 2021 Раскрыта причина гибели горноспасателей в шахте Кузбасса
22:04, 27 ноября 2021 В ООН оценили переговоры России с Азербайджаном и Арменией
26 ноября 2021Среда обитания «Золотые унитазы все еще популярны в регионах» Где и за сколько приобретают жилье российские чиновники
25 ноября 2021Моя страна Российские кладбища обрели популярность у туристов. Какие легенды они таят и почему их стоит посетить?
21:55, 27 ноября 2021 Названы три условия для победы над пандемией
22:09, 27 ноября 2021 Назван способ снизить риск тяжелого течения COVID-19 при омикрон-штамме
21:50, 27 ноября 2021 Глава Кузбасса оценил силу взрыва в шахте «Листвяжная»
24 ноября 2021Путешествия Другой Стамбул. Еще недавно здесь жили мигранты и бедняки. Чем сегодня способен удивить туриста «золотой» район Стамбула?
27 ноября 2021 Видео: автосалон новых Жигулей Блогеры нашли автосалон советских машин без пробега
21:58, 27 ноября 2021 Жительницы Подмосковья пожаловались на необычного маньяка
21:33, 27 ноября 2021 Джонсон раскрыл особенности нового штамма коронавируса
21:51, 27 ноября 2021 На юго-востоке Москвы полицейские задержали иностранку с наркотиками
26 ноября 2021Россия «Родители сначала были в шоке» История россиянки, переехавшей из Москвы в Тегеран
25 ноября 2021Экономика Подняли тревогу. Могут ли биткоины привести мир к климатической катастрофе?
21:48, 27 ноября 2021 Посол России в США заявил о «ростках» позитива в отношениях Москвы и Вашингтона
21:40, 27 ноября 2021 В Госдуме оценили идею об установке курилок в школах
21:15, 27 ноября 2021 Жительница Москвы отравилась таллием
25 ноября 2021Культура Развод и девичья фамилия. Адель выпустила первый альбом за шесть лет. Почему теперь ее называют главной певицей планеты?
21:29, 27 ноября 2021 Посол Британии в Киеве призвала Украину избавиться от российского газа
21:15, 27 ноября 2021 Вирусолог спрогнозировал сроки появления омикрон-штамма в России
21:25, 27 ноября 2021 Посол заявил о выезде из США 27 российских дипломатов
20:57, 27 ноября 2021 «Краснодар» и «Химки» забили шесть голов в матче РПЛ
21:22, 27 ноября 2021 Поисковые работы на шахте «Листвяжная» снова приостановили из-за газа
18:50, 27 ноября 2021 Российский биатлонист перепутал финиш и лишился медали на гонке Кубка мира
21:09, 27 ноября 2021 В квартире задержанного на МКАД водителя BMW нашли 20 тысяч доз наркотиков
20:33, 27 ноября 2021 В ВОЗ высказались о происхождении омикрон-штамма коронавируса
20:51, 27 ноября 2021 В ЮАР раскрыли возраст самых уязвимых перед омикрон-штаммом людей
20:27, 27 ноября 2021 Девушка-боец UFC снялась в откровенном бикини на мотоцикле
20:11, 27 ноября 2021 Главный инфекционист США оценил шансы распространения нового штамма COVID-19