Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Комедия

Комедия (далее К) (от греч. komodía), вид драмы, исполненный комического пафоса (см. Комическое).

  Термин "К" означал первоначально в Древней Греции веселые песни (от komos - веселая процессия и ode - песня). Долгое время под К подразумевалось произведение, полярное трагедии, с обязательным счастливым концом; его герои, как правило, были из низшего сословия. Во многих поэтиках, вплоть до классицизма (Н. Буало), К определялась как "низший" жанр, а вся драма делилась на полярно соотнесенные К и трагедию; такое членение осознанно было нарушено в литературе Просвещения признанием "среднего" жанра - так называемой мещанской драмы. В 19 в. и особенно 20 в. К - весьма свободный разноликий жанр.

  Устремленный, прежде всего к обличению безобразного ("недолжного", противоречащего общественному идеалу или норме), комедиограф претворяет его в смешные формы: герои К внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению, "идее" - своей претензии, и этим выдаются в жертву смеху. Ослепленность пороком (самовлюбленный урод) или иллюзорность сознания ставят комического героя ниже окружающей действительности или в разлад с ней, погружая его в "призрачную жизнь" (Гегель); ее-то, как "антиидеал", как противоположность истинным общественным и человеческим ценностям, и развеивает смех, выполняя тем самым свою "идеальную" миссию. Диапазон комедийной критики чрезвычайно широк - от политической сатиры до легкого водевильного юмора. Однако даже в острой социальной К ("Горе от ума" А. С. Грибоедова) изображение человеческих страданий ("мильон терзаний" Чацкого) допустимо лишь в определенной мере; иначе - сострадание вытесняет смех и К преобразуется в жанр драмы ("Дело" А. В. Сухово-Кобылина).

  Наряду с незримым честным "лицом" всякой К - смехом, положительное начало нередко бывает представлено в ней и непосредственно, зримо; например: "благородный комизм" в образе Фигаро у П. Бомарше; богатство человеческих чувств в комическом образе Фальстафа в комедиях У. Шекспира, вольнодумство Чацкого. Характеры в К обычно выписаны очень рельефно: акцентируется не эволюция, а статика характера, не полнота его проявлений, а осмеиваемые черты, что выражает часто человеческую ограниченность, "кукольность" комического персонажа. Многовековая история К породила разнообразные жанровые разновидности, отличающиеся композиционно-сюжетным строением, структурой образов, характером комического пафоса: К характеров, К бытовая (нравов), К положений, К интриги, К-буффонада, лирическая К, героическая К, сатирическая К и др.

  Традиционными средствами создания комического эффекта в сюжете являются перемены от несчастья к счастью, "кви про кво" (одно вместо другого), узнавание и т.п. Комизм положений (особенно характерный для К положений, основанной на хитроумной интриге, для водевиля и фарса) в большинстве классических К (например, У. Шекспира, К Гольдони, Н. В. Гоголя) сочетается с комизмом характеров (преобладающим в К характеров; например, у Мольера или Грибоедова). Важнейшее средство комического эффекта - диалог, речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, контраст с характером, пародия, ирония, а в новейшей К - остроумие и игра парадоксами).

  "Отцом" К считают Аристофана, создателя общественно-политической сатирической К В греческой новоаттической (Менандр) и римской К (Теренций, Плавт) в центре внимания - перипетии личной, частной жизни. Разновидности античной К: римская ателлана, мим, народная К и др. Театральное воплощение античной К требовало гиперболы, карикатурности, буффонады; актеры выступали в масках, изображавших лица традиционных типов. В средние века смеховое начало окрашивает собой народные карнавалы и проникает в лоно религиозных жанров; рождаются фарс, интермедия, соти, фастнахтшпиль. В европейских литературах выделяются устойчивые типы К: итальянская "ученая комедия" 16 в. и комедия дель арте, сценическая система которой подняла народную традицию на уровень высокого профессионализма и оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие европейского театра; испанская К "плаща и шпаги" (Лопе де Бега, Тирсо де Молина, П. Кальдерой), "высокая К" французского классицизма. Богатством настроений проникнуты любовные К Шекспира, выражающие излюбленную ренессансную идею о всеобщей и неодолимой власти Природы над человеческим сердцем. Переплетая комичное и трогательное, сближая комическое и трагическое, Шекспир одновременно сочетал смешное уродство с жизнерадостным весельем ("Двенадцатая ночь"), с красотой цельных характеров ("Укрощение строптивой"). Мольер синтезировал народную комику (фарс, комедия дель арте) с ренессансной "ученой К", классицистский анализ характера ("тип страсти") с живостью народного зрелища и, подняв идейность К до трагического накала, создал жанр "высокой К". Просветительская К сочетала саркастическую насмешку с весельем и чувствительностью положительных героев (Бомарше, Гольдони). В 19 в. образцы сатирической "социально-учительной" К создают русские реалисты: Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой; их пьесы углубляют К характеров и нередко соприкасаются с трагедией. Под воздействием просветительской, а затем К критического реализма формируется русская реалистическая школа актерского искусства (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, С. В. Шумский и др.). Новые возможности К (ослабление интриги, повышенный психологизм, более сложные характеры, интеллектуальные поединки) раскрываются в конце 19-начале 20 вв. (в "К идей" Б. Шоу и "К настроений" А. П. Чехова). В 20 в. К отличается чрезвычайным разнообразием жанровых модификаций (в том числе социально-обличительные комедии Б. Нушича, Б. Брехта, Ш. О"Кейси), вплоть до трагикомедии (Л. Пиранделло, Ж. Ануй) и трагифарса (Э. Ионеско), а также многообразием театр, форм и приемов выразительности.

  Советская комедиография представлена многими жанровыми разновидностями. Продуктивен жанр социально-бытовой К, сочетающей сатирические и драматические мотивы и наследующей образно-стилевой строй реалистической классики 19 в. (Б. С. Ромашов, М. М. Зощенко, А. Е. Корнейчук, Л. М. Леонов; позже - С. В. Михалков, А. Д. Салынский, Ю. Смуул и др.). Популярен жанр "веселой", или лирической, К, использующей водевильные приемы; ее образцами остаются "Квадратура круга" В. П. Катаева и "Чужой ребенок" В. В. Шкваркина. В существенно ином, условно-гротескном стиле созданы "сценические карикатуры" В. В. Маяковского "Клоп" и "Баня". Для условно-гротескного комедийного стиля характерно нарушение бытовой достоверности, крайнее заострение комических ситуаций (эксцентризм) и образов (гипербола, пародия, буффонада), символические и фантастические элементы, обнажение условности и т.д. Ряд черт гротескного стиля сложился в сатирическом фарсе Н. Р. Эрдмана "Мандат", в пьесах М. А. Булгакова. Своеобразный театр комической аллегории и сатирического символа создали К-сказки Е. Л. Шварца, включающие и светлую лирику (даже самые остросатирические К: "Дракон" и "Голый король"). Многокрасочна струя комического в ряде пьес Н. Ф. Погодина (например, "Темп", "Аристократы" и др.); комическое в них переплетается с романтическим, а патетика облекается в юмор. Комическое начало в драме вообще весьма распространено в советской драматургии, в том числе, например, во многих пьесах В. С. Розова ("В добрый час!", "В поисках радости", "Перед ужином"), А. М. Володина ("Назначение"), Л. Г. Зорина. Героическую К представляет "Давным-давно" А. К Гладкова, социально-бытовую - пьесы А. В. Софронова.

  Советская К многонациональна; различные по жанру К, получившие признание за пределами республик, созданы А. Е. Корнейчуком, И. К Микитенко, В. П. Минко (Украина), К Крапивой, А. Е. Макаенком (Белоруссия), Ю. Смуулом (Эстония), А. Каххаром (Узбекистан), С. Рахманом (Азербайджан), М. Г. Бараташвили (Грузия), Д. К Демирчяном (Армения) и др.

  Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель, Соч., т. 14, М.,1958, с. 366-69; Булгаков М. А., Жизнь господина де Мольера, М., 1962; Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Пинский Л., Комедии и комическое начало у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1967; Волькенштеин В., Драматургия, 5 изд., М., 1969.

  Л. В. Чертов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 19:37:46