Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Штраус Рихард

Штраус (далее Ш) (Strauß) Рихард (11.6.1864, Мюнхен, — 8.9.1949, Гармиш-Партен-кирхен), немецкий композитор и дирижер. Родился в семье валторниста. В детстве обучался игре на фортепьяно и скрипке. Музыкально-теоретические предметы и инструментовку изучал у Ф. В. Мейера. Получил мировое признание как дирижер, в первую очередь собственные произведения, регулярно гастролировал в различных странах (в 1896 впервые в России). В 1898—1918 главный дирижер Берлинской оперы, в 1919—24 — Венской оперы. После фашистского переворота Ш. был назначен президентом т. н. Имперской музыкальной палаты, однако в 1935 был снят с этого поста. Наиболее значительное произв. Ш. — программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Симфонические поэмы продолжают традиции программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа, а также оркестрового письма Р. Вагнера. Их сюжеты и темы нередко заимствованы из классической литературы ("Макбет", 1886; "Дон Жуан", 1888; "Веселые проказы Тиля Уленшпигеля", 1895; "Дон Кихот", 1897), старинных легенд. В ряде произведений сказалось влияние философии Ф. Ницше (поэмы "Смерть и просветление", 1889; "Так говорил Заратустра", 1896).

  Первые сценические опыты Ш. (оперы "Гунтрам", 1894; "Без огня", 1901; здесь и далее — даты пост.) написаны под воздействием Вагнера. Впоследствии композитор выработал свой стиль, испытав влияние экспрессионизма и неоклассицизма. В операх Ш. использовал традиции мифологической оперы-сериа ("Саломея", 1905; "Электра", 1908; "Ариадна на Наксосе", 1912), принципы старинной комической оперы ("Кавалер роз", 1911), сюжеты из древней истории и мифологии ("Елена Египетская", 1928; "Любовь Данаи", 1952) и др. Лучшим страницам партитур Ш. присущи глубокий психологизм, обостренная выразительность, драматургическая напряженность, тонкая передача разнообразных душевных состояний — от глубокого трагизма и философская сосредоточенности до жизнерадостного юмора. Произв. Ш. отмечены изяществом, мелодической красотой, смелостью и богатством гармонии, сочной, красочной оркестровкой. Вместе с тем в них встречаются элементы натурализма ("Домашняя симфония", 1903), преувеличенной экспрессивности, иллюстративности. В поздний период творчества Ш. отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств (опера "Каприччо", 1941; "Метаморфозы" для ансамбля струнных инструментов, 1946; Три песни для голоса с оркестром, 1948).

  Творчество Ш. оказало значительное влияние на европейское музыкальное искусство 20 в., способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра. Лучшие произв. Ш. отмечены гуманистической направленностью, жизнелюбием, утверждением идеалов красоты. Почетный доктор Гейдельбергского и Мюнхенского университетов (1902), член Академии искусств в Берлине (1909).

  Лит.: Соллертинский И., Симфонические поэмы Рихарда Ша, (Л.), 1934; Роллан Р., Рихард Ш, пер. с франц., Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Краузе Э., Рихард Ш. Образ и творчество, (пер. с нем.), М., 1961; Орджоникидзе Г., Р. Ш, в кн.: Музыка XX века, часть 1, 1890—1917, кн. 2, М., 1977; Trenner ., Richard Strauss. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Münch., 1954.

  М. М. Яковлев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 08:26:11