Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Философия жизни

Философия жизни (далее Ф) иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Ф весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своем крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в
  Понятие "жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Ф Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ф. Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.: "живое" подчеркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, "искусственному". Для этого варианта Ф характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму – "духу" и "разуму", склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к "интересам", "инстинктам", "воле" индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина – то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь – то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида – родом (тотальностью), органицизм в социологии.

  "Исторический" вариант Ф (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, ее неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Ф оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке "жизни", истории. Характерное для Ф отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстает в этом варианте Ф в виде противопоставления культуры и цивилизации.

  Др. вариант Ф связан с истолкованием "жизни" как некоей космической силы, "жизненного порыва" (А. Бергсон), сущность которого – в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни – чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно.

  Теория познания Ф – разновидность иррационалистического Интуитивизма, динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит Ф к воскрешению панэстетических концепций нем. романтизма, возрождению культа творчества и гения. Ф подчеркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая ее с искусством. Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно Ф, художественный символ. В этом отношении Ф попыталась опереться на учение Гете о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры. Шпенглер стремился "развертывать" великие культуры древности и нового времени из "символа прадуши" каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из семени; к аналогическому методу прибегает и Зиммель. Бергсон рассматривает всякую философскую концепцию как выражение основной глубинной интуиции ее создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность ее автора.

  Творчество выступает по существу для Ф как синоним жизни; для Бергсона оно – рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф. Степуна имеет трагически-двойственный характер: продукт творчества как нечто косное и застывшее становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда надрывно-безысходная интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистическим пафосом Шпенглера и восходящая к мировоззренческому корню Ф – ее пафосу судьбы, "любви к року" (Ницше), проповеди слияния с иррационалистической стихией жизни. Трагические мотивы, лежащие в основе Ф, были восприняты искусством конца 19 – начала 20 вв. (особенно символизмом). Наибольшего влияния Ф достигла в 1-й четверти 20 в., к ней тяготели некоторые представители неогегельянства, прагматизма. В дальнейшем она растворяется в др. направлениях идеалистической философии 20 в., некоторые ее принципы заимствуются сменяющими ее экзистенциализмом, персонализмом и др.

  Лит.: Риккерт Г., Ф, П., 1922; Современная буржуазная философия, М., 1972, с. 112–175; Messer A., Lebensphilosophie, Lpz., 1931; Lersch Ph., Lebensphilosophie der Gegenwart, ., 1932; Bolinow О. ., Die Lebensphilosophie, ., 1958; Misch G., Lebensphilosophie und Phänomenologie, 3 Aufl., ., 1964.

  П. П. Гайденко.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:55:52