Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Белл-Ланкастерская система

Белл-Ланкастерская система (далее Б)взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла (A. Bell; 1753—1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster; 1776 или 1778—1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В начале 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Бельгия и др.), как дешевый и быстрый способ распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счету. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделенные на десятки (отделения), учились у мониторов, которые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. с. учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. с. выступили И. Г. Песталоцци и его последователи.

  В России школы, работавшие по Б.-Л. с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.

  Лит.: Дружинин Н. М., Декабрист И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, "Уч. зап. Московского городского педагогического института", 1941, т. 2, в. 1; Салимова К. И., Из истории школы и педагогической мысли в Англии в период промышленной революции (1760—1830), "Изв. Академии педагогических наук РСФСР", 1959, № 105; Паина С. Б,, Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения (1818—1825 гг.), в кн.: Новые исследования в педагогических науках, (М., 1968, в. 12).

  М. Ф. Шабаева.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 06:58:15