Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Песталоцци Иоганн Генрих

Песталоцци (далее П) (Pestalozzi) Иоганн Генрих (12.1.1746, Цюрих,— 17.2.1827, Бругг), швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нейхофе" (1774—80), приют для сирот в Станце (1798—99), институты в Бургдорфе (1800—04) и Ивердоне (1805—25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность "Лингард и Гертруда" (1781—87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Письмо к другу о пребывании в Станце" (1799), "Лебединая песня" (1826). В 1792 Законодательным собранием Французской республики П. было присвоено звание "гражданин Французской республики". В мировоззрении П. идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др. П. считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определенной системе и последовательности. Теория элементарного образования П. включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую П. идею развивающего обучения К. Д. Ушинский назвал великим открытием (см. Собр. соч. т. 3, 1948, с. 95). П. разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику. П. выступал за создание такой школы, которая "... удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук" (Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, 1957, с. 279).

  Соч.: ämtIiche Werke. Hrsg. von A. Buchenau, Е. Spranger, Н. Stettbacher, Е. Dejung, Bd 1—17 — A, 18—21, 23, 25, .— Lpz.— Zürich, 1927—73; ämtliche Briefe, hrsg. von Pestalozzianum und von der Zentralbibliothek in Zürich, Bd 1—13, Zürich, 1946—71; в рус. пер.— Избр. педагогические произведения. Под ред. М. Ф. Шабаевой. (Подг. текста, вводная статья и прим. В. А. Ротенберг), т. 1—3, М., 1961—65.

  Лит.: Крупская Н. К., П, Педагогические сочинения, т. 1, М., 1957; ее же, К главе о П, там же, т. 4, М., 1959; Пинкевич А. П., Медынский Е. Н., И. Г. П. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику, М., 1927; Пинкевич А. П., И. Г. П, М., 1933; Ротенберг В. А., Педагогическая деятельность И. Г. П, "Советская педагогика". 1952, № 3; ее же, И. Г. П о соединении обучения с трудом и подготовке к деятельности в промышленности, там, же, 1962, № 7.

  В. А. Ротенберг.

 



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 04:48:19