| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Разделения властей теория |  | "Разделения властей" теория  (далее Р)буржуазная политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной), осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами. Идея "разделения властей", высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине 18 в. Ш. Монтескье. Учение о "разделении властей", связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти. В ряде стран это учение было использовано для обоснования компромисса между буржуазией, установившей контроль над законодательной властью и судом, и феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную власть. По словам Ф. Энгельса, "Р. в." т. представляет собой "... не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 203). С утверждением капиталистического строя принцип "разделения властей" был провозглашен одним из основных принципов буржуазного конституционализма, что было впервые отражено в конституционных актах Великой французской революции. Принцип "разделения властей" использован при составлении действующей конституции США 1787, послужив обоснованием создания сильной президентской власти, в значительной степени независимой от конгресса. Фактически "разделение властей" последовательно не было осуществлено в конституционной практике капиталистических стран. Например, существенным отступлением от "Р. в." т. является распространенная в т. н. президентских республиках система "сдержек и противовесов" (право главы государства применить вето к актам парламента, судебный контроль за конституционностью законов и т.д.), при которой парламент находится в значительной зависимости от исполнительной власти. 
 Марксистско-ленинская теория отвергает "Р. в." т. как игнорирующую классовую природу государства.
 
 Существование в социалистическом государстве государственных органов с различной компетенцией означает, что при проведении в жизнь принципа единства государственной власти необходимо определенное разделение по осуществлению функций государственной власти.
 
 Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 235-36, 274, 282.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 15:10:37 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |