Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Проповедь

Проповедь (далее П) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип П (ср. речи пророков в Ветхом завете и Заратуштры в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). Христианство заимствует технику П у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. созревает жанр церковной П, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии "гомилия", рус. — "гомилетика"). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику.

  На Западе основы церковной П закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340—397) и Августин Блаженный (354—430; в 4-й книге его сочинения "О христианском учении" впервые сформулированы теоретические принципы христианской П). В течение средневековья П остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере П Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западную П проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231).

  Сильные стимулы для развития П дала Реформация: М. Лютер провозгласил П центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В 17 в. во общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утонченной П, пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П, как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже — митрополит Даниил. В русском церковном красноречии 18—19 вв. осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной П (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).

  Лит.: Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПБ, 1885; его же, Очерки по истории христианской проповеди, в. 3 — Представители ораторско-практического типа проповеди в в. на Востоке, Хар., 1895; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., 1971; Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede, Lpz., 1929.

  С. С. Аверинцев.

 

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 03:03:22