Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Августин Блаженный Аврелий

Августин (далее А) Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, — 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Прошел через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена "Исповедь" — лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации темных "бездн" души А. пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым "спасает". Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате "О граде божием", который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: "град земной", т. е. государственность, которая основана "на любви к себе, доведенной до презрения к богу", и "град божий" — духовную общность, которая основана "на любви к богу, доведенной до презрения к себе". "Град божий" никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчеркивал "бездомность" "града божьего", невозможность его приспособления к политической реальности). А. находил меткие слова для критики "каиновского" духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие — от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в "Исповеди", до государственного насилия — для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как "большая разбойничья шайка".

  Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм переживание им благодати. Мотивы "исповеди" в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В современной католической неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.

  Соч.: Opera omnia, t. 1—11, ., 1864—65 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur., J.-. Migne, t. 32—47); в рус. пер. — Творения Блаженного Аа, 2 изд., ч. 1—7, К., 1901—12.

  Лит.: Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в веке, ч. 1, М., 1892; Герье В., Бл. А, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Аа, т. 1, ч. 1—2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., А как теоретик католицизма, "Тр. Моск. ин-та истории, философии и литературы", 1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391— 96; Maier . G., Augustin und das antike Rom, (Stuttg. — оln), 1955; Jaspers ., Die groben Philosophen, Bd , Münch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960; Deane . A., The political and social ideas of St. Augustine, . .—L., 1963.

  С. С.Аверинцев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 21:06:46