Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Прогресс (движение вперед)

Прогресс (далее П) (от лат. progressus - движение вперед, успех), тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О П (движение вперед) можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П (движение вперед) соотносительно с понятием регресса.

  Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально носило чисто оценочный характер, разрабатываясь главным образом применительно к истории общества. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Не видит П (движение вперед) в обществе и христианство. Хотя христианская историософия рассматривает историю как процесс, имеющий определенное направление, имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некоей провиденциальной цели (см. Провиденциализм), лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического П (движение вперед) родилась не из христианской эсхатологии, а из ее отрицания. Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен П (движение вперед) в сфере научного познания; уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея П (движение вперед) распространяется и на сферу социальных отношений (А. Тюрго, Ж. Кондорсе).

  Просветительские теории П (движение вперед) обосновали смелую ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистические теории П (движение вперед) были чужды историзму. В них подчеркивалась поступательность исторического развития, однако игнорировались его противоречивость и многообразие форм, а также необходимость предшествовавших стадий развития. П (движение вперед) общества просветители выводили из П (движение вперед) человеческого разума. Их теории имели телеологический характер, возводя в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем уже Дж. Вико и особенно Ж. Ж. Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романтическая историография начала 19 в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Но этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архаических отношений, Наиболее глубокую в домарксовской мысли трактовку П (движение вперед) дал Г. Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". История - не простое изменение, а П (движение вперед) в сознании свободы, в котором старое служит необходимым фундаментом для нового. Каждый народ, выполнив свою историческую миссию в качестве временного носителя абсолютной идеи, уступает место другому. Однако, понимая исторический П (движение вперед) как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Общественный П (движение вперед) заканчивается, по Гегелю, прусской монархией, а его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

  Марксистско-ленинская концепция П (движение вперед) исходит из материалистического понимания истории и характеризуется диалектико-материалистическим подходом к проблеме П (движение вперед), выдвижением его объективного критерия. К. Маркс подчеркивал, что "вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). "... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 30, с. 6). П (движение вперед) не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие П (движение вперед) имеет смысл лишь в применении к определенному историческому процессу или явлению, это всегда П (движение вперед) по отношению к чему-то. Цели, стремления и идеалы людей, в свете которых они оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки неизбежно страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, "так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 732).

  Объективный критерий общественного П (движение вперед) надо искать в материальной основе общества. Производственные отношения выражают прерывность, дискретность исторического процесса и специфичность его конкретных форм. Напротив, производительные силы развиваются более или менее непрерывно и кумулятивно (хотя и здесь, конечно, бывает понятное движение). К тому же это главная, определяющая сторона общественного развития. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производительных сил "... высшим критерием общественного прогресса..." (Полное собрание соч., 5 изд., т. 16, с. 220).

  Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что, в свою очередь, влечет за собой совершенствование человеческого элемента производительных сил, рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с П (движение вперед) техники идет развитие науки. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения общества из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости людей - вот наиболее общие критерии исторического П (движение вперед) В свете указанного критерия первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества.

  Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Для первобытнообщинного, а также рабовладельческого и феодального обществ характерны вообще крайне медленные темпы развития. Капитализм означает громадное ускорение темпов, но при этом усиливается и обостряется антагонистичность, свойственная развитию эксплуататорского общества. В любом процессе развития существует определенная взаимосвязь между группой ведущих, развивающихся элементов системы и ее структурой как целым. Отдельные элементы опережают другие, за ними подтягиваются остальные, и лишь затем меняется структура целого. В досоциалистических формациях первоначально из-за низкого уровня развития производства, а в дальнейшем также из-за частной собственности на средства производства одни элементы социального целого систематически прогрессируют за счет других. Это делает П (движение вперед) общества в целом антагонистическим, неравномерным, зигзагообразным (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 177). П (движение вперед) техники и развитие общественного разделения труда колоссально повышают его производительность. Но оборотной стороной этого является превращение человека в частичного работника, рост отчуждения и эксплуатации. Сравнительно высокий жизненный уровень немногих развитых капиталистических стран достигнут отчасти за счет беспощадной эксплуатации колоний. Диспропорции наблюдаются не только в развитии разных стран и народов, но и в развитии различных сфер и элементов общественной жизни. Так, К. Маркс отмечал, что "... капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии" (там же, т. 26, ч. 1, с. 280).

  Диспропорция между материальным богатством капиталистического общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в эпоху общего кризиса капитализма. Она находит свое отражение в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях 20 в., прямо или косвенно отрицающих П (движение вперед) и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П (движение вперед) Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения" (американский социолог У. Ф. Огборн). Широкое распространение получают также различные эсхатологические концепции относительно "конца истории" и пессимистические антиутопии вроде "Славного нового мира" О. Хаксли или "1984" Дж. Оруэлла. Наряду с ними существуют и казеннооптимистические теории П (движение вперед), вроде "стадий экономического роста" У. Ростоу.

  Переход от капитализма к социализму в мировом масштабе - генеральная линия общественного П (движение вперед) в современную эпоху. Колоссально ускоряя темпы общественного развития, коммунистическая формация постепенно преодолевает унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, передовых и экономически отставших стран, людей умственного и физического труда, производительных сил и духовной культуры общества. Т. о., происходит становление нового, коммунистического типа П (движение вперед), свободного от антагонистических противоречий прежних формаций. Однако это процесс отнюдь не автоматический. Обилие задач и недостаточное знание механизма действия законов социалистического общества (которое само отчасти объясняется ограниченностью имеющегося исторического опыта) создают возможность появления элементов субъективизма и волюнтаризма, приводящих к диспропорциям. Сложные проблемы ставят неодинаковость уровня развития и своеобразие исторических традиций стран социалистической системы.

  Социалистическое общество, устраняя социальный антагонизм, не отменяет противоречивости развития как такового. В частности, познание законов развития общества - процесс по существу бесконечный; между тем именно степень познания и овладения такими законами определяет меру социальной свободы.

  Возникнув на почве социальной истории, понятие П (движение вперед) было в 19 в. перенесено и в естественные науки. Однако здесь, как и в общественной жизни, понятие П (движение вперед) имеет не абсолютное, а относительное значение. Понятие П (движение вперед) неприменимо ко Вселенной в целом, т.к. здесь отсутствует однозначно определенное направление развития, а постулирование такого направления неизбежно приводит к идеализму и религии. Неприменимо понятие П (движение вперед) и ко многим процессам неорганической природы, имеющим циклический характер (см. П в живой природе). Поэтому проблема критериев П (движение вперед) в живой природе вызывает споры среди ученых.

  Лит. Давиташвили Л. Ш., Очерки по истории учения об эволюционном прогрессе, М., 1956; Проблемы развития в природе и обществе. Сб. ст., М. - Л., 1958; Семенов Ю. Н., Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии, М., 1965; Nisbet R. A., Social change and history. Aspects of the Western theory of development, . ., 1969; Sklair L., The sociology of progress, L., (1970).

  И. С. Кон.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 12:45:06