| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Оптовая торговля |  | Оптовая (далее О) торговля, составная часть внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли или, в части средств производства, до предприятий — потребителей продукции. При социализме функции О торговля — организация сбыта в народном хозяйстве, т. е. концентрация продукции различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также импортной продукции, ее хранение, сортировка и формирование ассортиментного комплекса, размещение по стране с учетом нужд потребителей. К О торговля относятся также закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья. По месту в процессе общественного воспроизводства различается О торговля средствами производства и предметами потребления. О торговля средствами производства организационно отделяется от О торговля потребительскими товарами и составляет особую отрасль обращения — материально-техническое снабжение. Движение товаров через О торговля планируется государством в соответствии с балансами производства и распределения товарных ресурсов. Четкое разграничение функций промышленных предприятий и организаций, с одной стороны, и О торговля — с другой, при котором промышленные предприятия освобождаются от торговых функций и почти всю свою продукцию сдают организациям О торговля, устранение параллелизма в сбыте, позволяют сократить время и издержки обращения (они составляли в СССР в начале 1970-х гг. около 1,5% к общему обороту О торговля). 
 В СССР О торговля товарами народного потребления в основном сосредоточена в системе министерства торговли СССР, осуществляется 8 специализированными организациями (конторами): Мясорыбторг, Бакалейторг, Текстильторг, Торгодежда, Обувьторг, Хозторг, Культторг, Галантерейторг. Кооперация потребительская имеет свою О торговля, разветвленную систему выходных, прифабричных и областных баз, контор, холодильников. Деятельность предприятий О торговля основывается на договорных началах с производителями продукции и организациями (предприятиями) розничной торговли. В договорах определяются объем, сроки и ассортимент поставляемых товаров. О торговля через систему договоров с предприятиями-производителями влияет на качество и ассортимент готовой продукции. Важную роль в установлении связей промышленности и торговли играют оптовые межреспубликанские и межобластные ярмарки.
 
 Совершенствуется техническое оснащение О торговля С 1961 по 1973 количество складского оборудования увеличилось примерно в 5—6 раз. Строятся новые крупные предприятия О торговля (склады, холодильники), оснащенные современной техникой. В начале 70-х гг. было 154 тыс. общетоварных и специализированных складов (в 1940—105 тыс.), площадь их составила 25 тыс. м2 (в 1940—7,8 тыс. м2), емкость специализированных товарных складов увеличилась за те же годы в 2 раза, в том числе холодильников — почти в 4 раза.
 
 Принципы организации О торговля в зарубежных социалистических странах аналогичны принципам ее организации в СССР.
 
 При капитализме О торговля — это посредническое звено между промышленными и торговыми капиталистами, а также между самими торговыми капиталистами. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров; через О торговля окончательно реализуются только товары производственного потребления. Основные формы О торговля: ярмарки; товарные биржи (постоянно действующие оптовые рынки, где обычно продаются массовые товары однородного качества, например хлопок,  лес и т.п.); аукционы, на которых главным образом происходит массовая продажа с.-х. продуктов, пушнины и т.д. С развитием капитализма значение товарных бирж как формы О торговля падает. Их заменяют разветвленная сеть оптовых торговых предприятий и многочисленные сбытовые агенты монополий. В развитых капиталистических странах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается большей частью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, технологических линий, нуждающихся в специальном обслуживании, осуществляется, как правило, на основе прямых связей между производственными предприятиями. См. также ст. Внутренняя торговля.
 
 
 
 Лит.: Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, М., 1971, разд. О торговля.
 
 С. П. Партигул.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 01.11.2025 00:36:14 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |