| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Внутренняя торговля |  | Внутренняя торговля (далее В) отрасль народного хозяйства, осуществляющая реализацию товарной продукции различных отраслей производства на внутреннем рынке страны. Охватывает оптовую и розничную торговлю. Природа, формы В, характер выражаемых ею связей и регулирующие ее развитие экономические законы определяются соответствующим способом производства и меняются с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. 
 В при капитализме развивается на базе частной собственности на средства производства, является сферой приложения торгового капитала. В условиях монополистического капитализма господствующую роль во В приобретают крупные монополии, выступающие в специфических организационных формах (синдикатские объединения, цепные, филиальные, многолавочные системы, крупные универсальные и посылочные фирмы и т.п.). Господство монополий является основой получения монопольных торговых прибылей как за счет высоких цен на реализуемые товары, так и за счет низких цен на закупаемую у мелких производителей продукцию. Монополии захватывают прежде всего область оптовой торговли, все больше распространяют свое влияние на розничную торговлю благодаря использованию таких форм торговли, как "торговые центры", "универсамы" с самообслуживанием, магазины "низких цен" и "единых цен" и др. Особой формой контроля над розничной торговлей является так называемое содействие продаже, при которой предприятие-производитель или банк принимает на себя финансирование мероприятий по рекламному оформлению розничного предприятия, показу товаров на выставках и т.д. Таким путем монополистический капитал подчиняет себе розничных торговцев, которые без финансовой поддержки монополий оказываются безоружными в конкурентной борьбе, требующей больших затрат на рекламу и др. Отличительной чертой В капиталистических стран является расточительность, обусловленная стихийным характером ее развития. Между производителями и конечными потребителями стоит огромное число различных посредников, что значительно повышает издержки обращения. Наиболее крупную группу посредников составляют оптовые торговцы. В 1965 в США насчитывалось примерно 200 тыс. оптовых предприятий, общий оборот которых составлял около 120 млрд. долларов. Кроме того, имелось более 27 тыс. оптовых комиссионеров, осуществляющих связь между оптовыми и розничными торговцами. Издержки оптовых торговцев составляли в среднем около 15%, а комиссионеров 3,3%. Розничные торговцы также имеют собственных агентов, которые заняты продажей на дому. На долю этой формы продажи в США в 1967 приходилось около 60% всего розничного товарооборота. Все это отражается на уровне розничных цен и способствует ограблению широких масс населения.
 
 В при социализме выражает социалистические производственные отношения, опирается на плановое социалистическое производство и неуклонное повышение материального благосостояния народа. Социалистическое государство определяет размеры производства, потребления и накопления и их соотношение, планирует величину заработной платы, регулирует цены на товары, определяет объем товарных ресурсов для рынка, размеры оборота, направление и темпы развития материально-технической базы В, ее организационные формы и т.п. Тем самым оно планомерно регулирует развитие В
 
 В СССР В охватывает обращение на внутреннем рынке средств производства и предметов личного потребления. В средствами производства происходит в форме материально-технического снабжения, которое представляет собой оптовый оборот материалов и оборудования внутри государственного сектора, осуществляемый путем их продажи и распределения между отраслями и предприятиями, а также продажи колхозам удобрений, машин, горючего через всесоюзное объединение "Сельхозтехника". Реализация с.-х. продукции осуществляется в форме оптового оборота заготовительных организаций и государственных закупок у колхозов.
 
 В предметами личного потребления выделилась в обособленную отрасль народного хозяйства, которая охватывает оптовый оборот товаров народного потребления, а также их продажу населению, организациям, учреждениям и предприятиям через розничную торговую сеть. В советскую торговлю организационно входит общественное питание — отрасль, производящая и реализующая готовую пищу, выручка от продажи которой включается в розничный товарооборот. На долю общественного питания в 1968 приходилось примерно 9,5% розничного товарооборота страны. В 1969 предприятия общественного питания выпустили 29,1 млн. различных блюд, что превысило выпуск их в 1940 более чем в 3 раза. Оптовые и розничные предприятия советской торговли разделяются по формам собственности на государственные и кооперативные. Наряду с государственной и кооперативной функционирует и колхозная торговля. Государственные торговые предприятия базируются на государственной собственности. Оптовые предприятия государственной торговли снабжают товарами все розничные торговые предприятия страны; государственные розничные торговые предприятия обслуживают население городов и рабочих поселков. Хозяйственная деятельность их направляется непосредственно органами государства, которые в соответствии с планом развития торговли определяют объем розничного товарооборота, расширение и улучшение материально-технической базы, устанавливают планы хозяйственной деятельности организациям и предприятиям. Кооперативные торговые предприятия создаются кооперативными организациями, которые основаны населением на принципах добровольности. Основную массу товаров кооперативные торговые организации получают от государственных производственных предприятий и оптовых торговых организаций. Наряду с этим они реализуют продукцию собственного производства и собственных закупок. Колхозная торговля — это торговля колхозов и колхозников излишками своей с.-х. продукции по ценам, складывающимся на рынке. Товарной базой ее служит продукция как общественного колхозного хозяйства, так и подсобного личного хозяйства колхозников: купля-продажа совершается между непосредственными производителями и потребителями товаров, т. е. без какого-либо посредника; цены испытывают значительное влияние спроса и предложения на рынке. Государство регулирует колхозную торговлю не непосредственно, а косвенно, с помощью мероприятий экономического характера (увеличение предложения продовольственных товаров в государственной и кооперативной торговле по государственным розничным ценам и др.). Ведущей и определяющей формой является государственная торговля (см. табл. 1).
 
 Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли СССР, включая общественное питание, в 1970 достиг 153,6 млрд. руб., т. е. увеличился по сравнению с 1965 на 48,4%. Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства (1971—75) предусмотрено увеличить розничный товарооборот в 1,4 раза с тем, чтобы он достиг суммы более 210 млрд. руб.
 
 После Великой Отечественной войны 1941—1945 расширение объема розничного товарооборота сопровождалось улучшением материально-технической базы советской торговли, которая насчитывает сотни тысяч предприятий розничной торговли и общественного питания, располагает обширной складской сетью (см. табл. 2).
 
 Значительно улучшилась товарная структура розничного товарооборота. В 1969 розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли СССР (включая общественное питание) в расчете на душу населения возрос в 4,7 раза по сравнению с 1940. При этом по продовольственным товарам он увеличился в 3,9 раза, а по непродовольственным — в 6,5 раза.
 
 Табл. 1. — Доля государственной, кооперативной и колхозной торговли в общем объеме товарооборота (в гос. розничных ценах, в %)
 
   | 
 
 | 1940
 
 | 1960
 
 | 1965
 
 | 1966
 
 | 1967
 
 | 1969
 
 |   | Весь розничный товарооборот
 
 | 100
 
 | 100
 
 | 100
 
 | 100
 
 | 100
 
 | 100
 
 |   | Государственная торговля
 
 | 66,8
 
 | 67,9
 
 | 68,8
 
 | 68,6
 
 | 68,5
 
 | 69,1
 
 |   | Кооперативная торговля
 
 | 24,5
 
 | 29,1
 
 | 28,9
 
 | 29,2
 
 | 29,3
 
 | 29,1
 
 |   | Колхозный рынок
 
 | 8,7
 
 | 3,0
 
 | 2,3
 
 | 2,2
 
 | 2,2
 
 | 1,8
 
 |  
  
 Табл. 2. — Число предприятий розничной торговли, общественного питания и складская сеть государственных и кооперативных организаций (на конец года, тыс.)
 
   | Годы< | Число предприятий
 
 | Складская сеть< |   | розничной торговли
 
 | общественного питания
 
 | общее число
 
 | в том числе< |   | общетоварные
 
 | специализированные
 
 |   | 1940
 
 | 407,2
 
 | 87,6
 
 | 105,1
 
 | 54,6
 
 | 50,5
 
 |   | 1960
 
 | 567,3
 
 | 147,2
 
 | 128,5
 
 | 66,1
 
 | 62,3
 
 |   | 1965
 
 | 643,3
 
 | 192,7
 
 | 129,6
 
 | 69,4
 
 | 60,2
 
 |   | 1966
 
 | 654,0
 
 | 200,5
 
 | 134,1
 
 | 70,1
 
 | 64,0
 
 |   | 1967
 
 | 663,3
 
 | 211,3
 
 | 149,3
 
 | 74,7
 
 | 74,6
 
 |   | 1969
 
 | 677,7
 
 | 229,8
 
 | 156,3
 
 | 75,5
 
 | 80,8
 
 |  
  
 Табл. 3. — Розничный товарооборот, включая общественное питание, в некоторых социалистических странах по формам торговли (в %)
 
   | 
 
 | 1960
 
 | 1969
 
 |   | 
 
 | Государственная
 
 | Кооперативная
 
 | Частная< | Государственная
 
 | Кооперативная
 
 | Частная |   | Болгария
 
 | 57,7
 
 | 42,2
 
 | 0,1
 
 | 62,2
 
 | 37,7
 
 | 0,1
 
 |   | Венгрия
 
 | 69,7
 
 | 29,1
 
 | 1,2
 
 | 66,4
 
 | 32,8
 
 | 0,8
 
 |   | ГДР
 
 | 44,0
 
 | 33,4
 
 | 22,7
 
 | 43,9
 
 | 36,1
 
 | 19,9
 
 |   | Монголия
 
 | 90,3
 
 | 9,7
 
 | —
 
 | 90,1
 
 | 9,9
 
 | —
 
 |   | Польша
 
 | 48,0
 
 | 49,4
 
 | 2,6
 
 | 48,8
 
 | 49,9
 
 | 1,3
 
 |   | Румыния
 
 | 64,0
 
 | 35,9
 
 | 0,1
 
 | 66,8
 
 | 33,2
 
 | —
 
 |   | Чехословакия
 
 | 73,9
 
 | 26,1
 
 | —
 
 | 75,2
 
 | 24,8
 
 | —
 
 |  Численность работников в розничной торговле и общественном питании возросла в 1969 по сравнению с 1940 в 2,5 раза.
 
 В предметами потребления, базирующаяся на социалистической общественной собственности на средства производства, дает возможность более эффективно использовать материальные, денежные и трудовые ресурсы. По мере роста розничного товарооборота абсолютно растут издержки обращения, хотя относительно (в процентах к сумме розничного товарооборота) снижаются. Так, в 1969 они составляли 13 509 млн. руб. (в 1940 — 1933 млн. руб.); доля их в общей сумме розничного товарооборота составляла 9,62% (в 1940 — 11,04%).
 
 В предметами потребления в других социалистических странах развивается также на основе общественной собственности на средства производства в форме государственной и кооперативной торговли. В некоторых из них допускается участие частного капитала. Сфера его деятельности ограничивается розничной торговлей и контролируется государством, которое является поставщиком товаров. Ведущую и определяющую роль в этих странах играет государственная торговля (см. табл. 3).
 
 В предметами потребления в социалистических странах характеризуется высокими темпами роста розничного товарооборота (см. табл. 4).
 
 Табл. 4. — Индексы объема розничного товарооборота,
 
 включая общественное питание, в некоторых
 
 социалистических странах (1960 = 100)
 
   | 
 
 | 1965
 
 | 1968
 
 | 1969
 
 |   | Болгария
 
 | 139
 
 | 181
 
 | 195
 
 |   | Венгрия
 
 | 129
 
 | 162
 
 | 175
 
 |   | ГДР
 
 | 115
 
 | 129
 
 | 136
 
 |   | Монголия
 
 | 146
 
 | 157
 
 | 163
 
 |   | Польша
 
 | 134
 
 | 164
 
 | 174
 
 |   | Румыния
 
 | 160
 
 | 209
 
 | 219
 
 |   | Чехословакия
 
 | 118
 
 | 155
 
 | 158
 
 |  
  
 Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; его же, Капитал, т. 2, там же, т. 24; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; его же, О значении  теперь и после полной победы социализма, там же, т. 44; его же, О кооперации, там же, т. 45; Экономика торговли, М., 1968; Дихтяр Г. А., Советская торговля в период социализма и развернутого строительства коммунизма, М., 1965; Тюков В., Локшин Р., Советская торговля в период перехода к коммунизму, М., 1964.
 
 Ф. А. Крутиков.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 01.11.2025 00:46:39 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |