Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Научение

Научение (далее Н) (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин "Н" применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К Н относятся такие явления, как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и, наконец, так называемое разумное Н у человека.

  Н наряду с инстинктивным поведением одно из основных понятий этологии, характеризующее индивидуальное приспособление животного к среде обитания путем изменения врожденного поведения. Различают две основные формы Н: обязательное, свойственное всем особям данного вида, — главным образом запечатление, и факультативное, относящееся к индивидуальному поведению отдельных особей в соответствии с конкретными условиями их жизни, — главным образом навык, отчасти подражание и др.

  Изучению процессов Н посвящено огромное число экспериментальных исследований, большая часть которых проведена в США в рамках бихевиоризма и выполнена на животных. Главное внимание в них уделяется выяснению влияния на процессы Н различных факторов: числа и распределения повторений, подкрепления ("закон эффекта") и его характера, типа обусловливания реакций, зависимости от состояния потребностей. Более сложными являются вопросы о переносе результатов Н в условия, отличные от исходных, о "скрытом" (латентном) Н, о формировании сенсомоторных структур и сенсорных синтезов, которые выступают в качестве так называемых внутренних переменных поведения, т. е. его психологических звеньев.

  Исследования Н, понимаемого как процесс приспособления к условиям, создаваемым в эксперименте, относятся главным образом к простейшим, "пассивным" формам приобретения тех или иных навыков, в том числе сенсорных и умственных, поэтому они не могут быть распространены на формы Н, специфические для человека. Исторический опыт человечества передается отдельным людям путем их активного обучения, составляющего одну из важнейших функций общества, которая возлагается, в частности, на школы и др. педагогические учреждения.

  Лит.: Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 4, М., 1973; Thorndike Е. L., The psychology of learning, . ., 1921; Hilgard Е. R., Marquis D. G., Conditioning and learning, . . — L., 1940; Skinner . ., Verbal behavior, . ., 1957; Thorpe . Н, Learning and instinct in animals, L., 1963.

  А. Н Леонтьев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 13:45:46