Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Скептицизм

Скептицизм (далее С) (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма С, основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.

  Акцентируя относительность человеческого познания, С сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и несовершенство наших знаний, их связь с историческими условиями процесса познания, С абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. В принципе провозглашая отказ от окончательных суждений, С в то же время постоянно вынужден принимать определенные суждения фактически. Историческую роль С в идейной борьбе и общественной жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению.

  В древнегреческой философии С был представлен особой школой, в развитии которой различают три периода: ранний С, основателем которого был Пиррон; С, развивавшийся в Академии платоновской при ее руководителях Аркесилае и Карнеаде; поздний С, представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом-Эмпириком и др. Тщетность попыток найти критерий истинности как чувственного познания, так и мышления, подчеркивание различий моральных норм у разных народов, разнообразие религиозных верований, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга, мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведет либо к порочному кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо, — таковы важнейшие аргументы ("тропы"), которыми античные скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения. Но необходимость действовать, принимая определенные решения, заставляет античных С признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот критерий должен основываться на "разумной вероятности" (Аркесилай). Античный С призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определенной деятельностью (в т. ч. и научной) и т. д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, античный С отдает предпочтение чувств, знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой — медициной — занимаются последние представители античного С: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин.

  В 16—18 вв. С именовалась всякая критика религии и догматической метафизики вообще; С становится синонимом свободомыслия. Его отправной пункт — восстание против власти авторитетов и догматизма общепринятых мнений, требование свободы мысли, призыв ничего не принимать на веру. Наиболее полно и ярко скептические идеи были выражены в сочинениях французских мыслителей М. Монтеня, П. Бейля и др. Эти идеи явились исходным пунктом философского развития П. Гассенди, Р. Декарта, Вольтера, Д. Дидро.

  Иную форму С получил в субъективно-идеалистической философии Д. Юма, который поставил под вопрос само существование объективного мира. В дальнейшем развитии буржуазной философии большую роль играет агностицизм, а С встречается лишь в виде тенденции ("фикционализм" Х. Файхингера и др.).

  Лит.: Рихтер Р., С в философии. пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Шлет Г. Г., Скептик и его душа, М., 1919; Б огуславский В. М., У истоков французского атеизма и материализма, М., 1964; Coedeckemeyer A., Die Geschichte des Griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905; Patrick М. М., The Greek sceptics, . ., 1929; Robin L., Pyrrhon et ie scepticisme grec. ., 1944; Bevan Е. R., Stoics and sceptics, . ., (1959); Brochard ., Les sceptiques grecs, ., 1887; Stough С h. L., Greek skepticism, Berk., 1969; Rodhe . E., Zweifelund Erkenntnis. Über das Problem des Skeptizismus und den Begriff des Absoluten, Lund — Lpz., (1945); Smith T. G., Moralische Skepsis, Freiburg, 1970.

  В. М. Богуславский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:45:32