Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кинотелевизионная техника

Кинотелевизионная техника (далее К)способы фиксации и передачи изображений,  для осуществления которых применяют сочетание технических средств кино и телевидения. Кинотелевизионная техника связывает между собой кинотехнику, телевидение, видеозапись и является базой не только для производства телевизионных кинофильмов, но и для все большего числа новейших технологических процессов кинематографии. В области Кинотелевизионная техника сложилось 5 основных направлений: прямая киносъемка телевизионных фильмов; киносъемка с телевизионным видеоконтролем и контрольной видеозаписью; кинозапись телевизионных изображений с экрана кинескопа и непосредственно его электронным лучом; телевизионный видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов; передача по телевизионному тракту фильмов, снятых или напечатанных на кинопленке, — телекинопроекция. В результате разработки методов кинозаписи электронным лучом в 1969—70 образовалось 6-е направление: показ специальных узкопленочных фильмокопий на экранах обычных телевизоров посредством своего рода "телекинопроигрывателей" (см. Кассетное кино). Кроме того, ведутся разработки способов кинотелевизионных комбинированных киносъемок, перезаписи на кинопленку видеограмм, изготовления контратипов кинофильмов путем перезаписи изображений электронным лучом (см. Контратипирование).

  Прямая киносъемка телевизионных фильмов является наиболее распространенным методом телевизионного фильмопроизводства. В странах с развитым телевидением выпуск телевизионных фильмов, снимаемых этим методом, в несколько раз превышает объем производства обычных кинофильмов. Меньшая деталировка и контрастность изображения при телевизионном показе определили технологию киносъемки телевизионных фильмов, во многом отличающуюся от технологии кинопроизводства. Главные ее особенности заключаются в широком применении 16-мм кинопленки, в повышенной производительности путем съемки более длинных эпизодов, чем в кино, с преимущественным использованием крупных планов изображения. При съемке художественных телевизионных фильмов достигается существенное снижение производственных затрат за счет широкого использования многосерийных постановок, более простого, чем в кино, декоративного оформления, удлинения монтажных эпизодов. Наибольшее повышение производительности получено облегчением условий работы актеров путем съемки художественных телевизионных фильмов в сюжетной последовательности, использования 2—3 телевизионных передающих камер одновременно, аналогично использованию их в прямых телевизионных передачах.

  Киносъемка с видеоконтролем имеет целью дальнейшее облегчение условий съемки и повышение ее производительности. Для этих целей применяется ряд различающихся по конструкции комплектов комбинированного кинотелевизионного оборудования. Комплект состоит из одной, двух и более кинокамер. К каждой из них пристроена малогабаритная телевизионная передающая камера. Изображение в кинокамере и телевизионной камере образуется общим объективом. Телевизионное изображение непрерывно передается на режиссерский пульт, а киноизображение снимается только по командам режиссера. Наибольшее распространение такие комплекты получили при многокамерной съемке телевизионных фильмов, но в одно-, двухкамерных вариантах начинают применяться и в производстве кинофильмов. При многокамерной съемке телевизионных фильмов () контрольные телевизионные изображения от комбинированных камер 1, 2 и 3 передаются на пульт 4 и воспроизводятся, отдельно для каждой из камер, на видеоконтрольных устройствах (мониторах) , и . Снимаемый эпизод, таким образом, все время виден на пульте в трех различных ракурсах или планах изображения. Включение камер на съемку производится по выбору режиссера непосредственно с пульта. Контрольное телевизионное изображение от снимающей в данный момент камеры дополнительно воспроизводится на выходном мониторе и может быть записано на контрольном видеомагнитофоне 5. В результате длинные эпизоды могут быть сыграны и сняты без перерывов на переходы между монтажными планами, причем съемка эпизода не только все время контролируется на пульте, но и может  быть повторно проверена и обсуждена по контрольной видеограмме. Применение видеоконтроля заметно повышает производительность киносъемок.

Кинозапись телевизионных изображений непосредственно электронным лучом без преобразования его в свет также обеспечивает очень высокую производительность, т.к. электронная съемка записываемых изображений проводится, как правило, несколькими телевизионными камерами, с непрерывным видеоконтролем. В созданных для этого в конце 60-х гг. установках кинопленка движется в вакуумированной камере на месте экрана кинескопа, так что электронный луч кинескопа образует на ней скрытое фотографическое изображение, которое затем проявляется и копируется обычным способом. Детальность записанных этим способом черно-белых фильмов составляет несколько сот штрихов на мм. Это позволяет такому способу в ряде случаев успешно конкурировать с другими методами видеозаписи, а иногда и с прямой киносъемкой телевизионных фильмов. Весьма высока также резкость записываемого изображения, что дает возможность данным способом изготавливать высококачественные дубль-негативы телевизионных и обычных кинофильмов, перезаписывать на  кинопленку цветоделенные изображения с видеограмм, записывать выходные буквенно-цифровые данные с электронных вычислительных машин и т.п.

Видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов был применен впервые в начале 60-х гг. и получил распространение не только в производстве телевизионных фильмов, но и в кинематографии. Монтируемые или печатаемые фильмы воспроизводятся на телевизионном экране замкнутого телевизионного тракта с любой необходимой коррекцией столько раз, сколько требуется для решения данной технологической задачи. При монтаже тем самым создается возможность подбирать композицию, не разрешая и не склеивая кинопленки, пока не будет найдено наиболее выразительное решение. В этом случае каждый очередной вариант монтажа записывается на служебной дорожке ленты и при очередном сквозном просмотре воспроизводится на выходном мониторе (видеоконтрольном устройстве) видеозвукомонтажного стола. При печати кинофильмов видеоконтроль позволяет подбирать оптимальные цветовые и градационные решения для каждого монтажного куска фильма ("старта") без необходимости печатать и проявлять контрольные пробы. Предназначенные для этого электронные цветоанализаторы (рис. 2) состоят из электроннолучевой трубки 1 с бегущим лучом, просвечивающим через объектив 2 цветной негатив 3, и системы дихроичных зеркал 4 с фотоэлектронными умножителями 5, создающими три цветоделенных видеосигнала: красный, зеленый и голубой. Сигналы усиливаются видеоусилителями 6 и могут корректироваться посредством регуляторов и матричных преобразователей 7 в соответствии с принятыми условиями фотообработки и печати данного фильма. В результате на выходном мониторе 8 образуется цветное изображение, в точности соответствующее (в зависимости от настройки) либо получаемому при данных условиях цветному позитивному изображению на кинопленке, либо его изображению на экране типового телевизора, принимаемому за эталон.

  Телекинопроекция фильмов возникла вместе с радиовещательным телевидением и является наиболее старым направлением работ в области Кинотелевизионная техника За 30 лет развития ее методы и средства неоднократно менялись. Постоянным оставалось лишь деление каждой телекиноустановки на 3 основные части: проекционную, передающую и оптический коммутатор для безостановочного перехода с одного кинопроекционного аппарата на другой и безостановочного переключения с рабочей передающей части (телевизионной камеры) на резервную. В СССР и во многих других странах с развивающимся цветным телевидением наиболее распространены телекиноустановки, использующие при черно-белой и цветной проекции телевизионные камеры с передающими телевизионными трубками типа видикон или плюмбикон. Проекционная часть таких установок состоит, как правило, из двух-трех кинопроекторов для 35-мм кинопленки, одного-двух кинопроекторов для 16-мм кинопленки, использующих в качестве источников света лампы, мощные лампы накаливания и иногда дуговые лампы. Кинопроекторы располагаются вокруг оптического коммутатора таким образом, чтобы простым поворотом зеркал и призм коммутатора было возможно подавать изображение с любого кинопроектора на любую телевизионную камеру установки. Проекция производится с частотой смены кадров, принятой по телевизионному стандарту данной страны (в СССР — 25 кадр/ сек), и на большинстве телевизионных центров ею управляют дистанционно с центрального пульта. В некоторых странах (например, в Великобритании, ФРГ) продолжают применять и более сложные телекиноустановки, работающие по принципу бегущего луча (см. Камера с бегущим лучом). В них источником света служит электроннолучевая трубка, а передающей частью — фотоэлектронные умножители, кинофильм движется или непрерывно (с оптическим и электронным выравниванием), или прерывисто, но с весьма быстрым продергиванием кинопленки (кадр за 1,3 мсек) специальным пневматическим устройством.

  Лит.: Бургов В. А., Основы кинотелевизионной техники, М., 1964; его же, Развитие кинотелевизионной техники в СССР, "Техника кино и телевидения", 1967, №9 (библ.); Толмачев В. Б., Технология съемки телевизионных фильмов, М., 1965 (библ.): его же, Производство телефильмов, М., 1971; Ross R. J., Television-film engineering, . ., 1966.

В. Б. Толмачев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 09:30:36