Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Звукозапись

Звукозапись (далее З) процесс записи звуковой информации с целью ее сохранения и последующего воспроизведения; З называют также записанную звуковую информацию. З основана на изменении физического состояния или формы различных участков носителя записи - магнитной ленты, граммофонной пластинки, кинопленки и др. З представляет собой частный случай записи и воспроизведения информации и осуществляется двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на носитель записи, во втором - сначала преобразуются микрофоном в электрические колебания, мощность которых повышается усилителем до необходимого значения, после чего электрические колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель, т. е. непосредственно производящий запись. Электроакустический способ обеспечивает лучшее качество З, большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти полностью вытеснил акустический способ. Для воспроизведения З главным образом применяют электроакустический способ, при котором сначала от фонограммы получают электрические колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три основные системы З: механическую, фотографическую и
  При механической записи звука (рис. 1) игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося носителя канавку, форма которой соответствует форме записываемых звуковых колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателем граммофонная игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передает их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханическому преобразователю звукоснимателя, вырабатывающему электрические сигналы. Механическая З впервые практически осуществлена в 1877 американским изобретателем Т. А. Эдисоном, построившим фонограф с записью звука на валике, обернутом фольгой. В дальнейшем фольга была заменена воском. Механическая З на граммофонных пластинках получила широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука в домашних условиях.

  При фотографической З в такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма светового луча, падающего на движущуюся кинопленку. В результате звук оказывается "сфотографированным" (рис.2). После проявления на пленке образуется затемненная дорожка записи, прозрачность или ширина которой изменяется по длине пленки в соответствии с закономерностью записанного колебания. Для воспроизведения З фотографическую фонограмму, которая двигается с той же скоростью, с какой двигалась пленка при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи и падающим на фотоэлемент, фотоэлемент преобразует колебания силы света в электрические колебания. Прообразом аппаратов фотографической З является фотографофон, изготовленный в 1901 немецким инженером Э. Румером. Фотографическая З применяют главным образом в звуковом кино.

  При магнитной записи в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отдельные участки носителя, движущегося через поле. Поле создается магнитной головкой, через обмотку которой проходят усиленные электрические токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся фонограмма возбуждает в головке электрические сигналы. Первый аппарат для З на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 датским инженером В. Паульсеном. С 40-50-х гг. 20 в. получила распространение З на ленту посредством магнитофонов, которые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства З в домашних условиях.

  З развивается по пути совершенствования трех названных систем З и постепенного перехода от монофонической звукозаписи к стереофонической звукозаписи, при воспроизведении которой слушатель получает информацию о пространственном расположении отдельных источников звука: звук как бы приобретает "объемность", и восприятие его во многих отношениях становится более естественным.

  В. Г. Корольков.

 

  З в радиовещании. В 20-30-е гг. применение З в программах радиовещания носило эпизодический характер, сам процесс З не был составной частью радиопроизводства. Внедрение с начала 40-х гг. З в процесс подготовки радиопередач явилось революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир З событий общественной жизни. З способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, музыкального вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального искусства, исполнительского мастерства, народного творчества.

  В зависимости от содержания различают З: документальные - записи событий, выступлений, интервью и др.; документально-художественные - обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера; художественные - записи произведений художественной литературы, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (например, радиоспектакли). Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, который помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).

  Принято также различать З и по др. признакам, например по способу-месту записи - студийные, внестудийные, трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования в вещании - фондовые, в том числе уникальные, и разовые; по целевому назначению - учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные и др.

  Фондовые З предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это З исторических событий, выступлений государственных и общественных деятелей, З выдающихся произведений литературы, музыки, театра в исполнении известных мастеров искусств, фольклорные записи и др. Фондовые З отличаются высоким уровнем технического исполнения, производятся по возможности в специальных студиях, причем делается несколько вариантов, из которых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится в стереофоническом совместимом варианте, пригодном и для монофонического воспроизведения. Разовые З производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования З без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая З обычно размагничивается. Около 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается, что позволяет включать их в программы вещания с учетом разницы поясного времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания и звукозаписи.)

  З в обучении. В учебных целях З (грамзапись) впервые стала использоваться в начале 20 в. в США, ряде стран Европы, в том числе и в России. Первые учебные З специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностранных языков). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной школы и др. типов учебных заведений. Основные типы учебных З- пособий: звуковые приложения к учебникам иностранных языков для общеобразовательной школы, вузов, самоучители для изучающих иностранный язык самостоятельно; фонохрестоматии по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; озвученные диафильмы по языку и литературе; записи уроков известных музыкальных педагогов, беседы о музыке, самоучители игры на музыкальных инструментах, музыкальные диктанты и др.; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики; записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, З-пособия выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, средних специальных учебных заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты. запись используется в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительского мастерства (в музыкальных и театральных учебных заведениях). В этом отношении запись является уникальным средством самоконтроля, т.к. она позволяет анализировать звучание своей речи, своего исполнения.

  И. П. Вепринцев, Э. О. Конокотин, В. Н. Ружников.

 

  Лит.: Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М. - Л., 1964; Парфентьев А. И., Пуссэт Л. А., Физические основы записи звука, М., 1957.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 12:23:51