| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Механическая запись |  | Механическая запись (далее М) звука, система записи звука посредством изменения формы носителя при механическом воздействии на него. М является первой практической системой звукозаписи. Еще в начале 19 в. при исследовании звуковых сигналов физики стали записывать колебания некоторых источников звука. Эти записи предназначались только для визуального изучения и не могли быть воспроизведены. В 1877 французский ученый Ш. Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и ее последующего воспроизведения. Первым аппаратом механической записи и воспроизведения звука был фонограф (заявка на изобретение 1877) американского изобретателя Т. Эдисона. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения. В 1888 немецкий инженер Э. Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. После записи с диска гальваническим способом получали матрицы, которые использовались для прессования граммофонных пластинок. До 50-х гг. 20 в. М была монофонической (см. Монофоническая звукозапись). В дальнейшем получила распространение также стереофоническая М, обеспечивающая лучшее качество звучания (см. Стереофоническая звукозапись). В начале 70-х гг. 20 в. предложена квадрофоническая М, в которой звуковые сигналы, передаваемые по 4 независимым каналам, записываются в одной канавке диска. Такая запись воспроизводится 4 громкоговорителями, располагаемыми по углам комнаты. 
 Процесс М делится на 3 этапа: перезапись с  ленты на лаковый диск, изготовление матриц и прессование грампластинок. Установка для перезаписи на лаковый диск состоит из  электронного устройства для усиления и коррекции электрических сигналов и станка записи (рис.), имеющего движущий механизм, рекордер и устройство управления. Преобразование электрических сигналов в механические колебания осуществляется рекордером, резец которого вырезает на лаковом диске канавку, модулированную звуковым сигналом. Стереофонический рекордер имеет две (по числу каналов) независимые динамические системы, связанные с одним резцом. Сигналы каждого канала раздельно записываются на левую и правую стенки канавки. Для получения металлических оригиналов и матриц, с которых затем будут изготавливаться грампластинки, запись с лакового диска переносится гальванопластическим способом на металлические диски. Для этого лаковый диск сначала покрывают тонким слоем  а затем -  пленкой, на которую наращивают слой меди. После отделения лакового диска получают первый оригинал. Аналогичным образом получают вторые оригиналы, с которых изготавливают  матрицы. Эти матрицы прикрепляются к подогреваемым пресс-формам. Прессование грампластинок из синтетических материалов производится гидравлическими прессами.
 
 Для воспроизведения М служат электропроигрыватели. Преимущества М - массовое тиражирование грампластинок, их относительная дешевизна и простота обращения, а также возможность надежного хранения записи длительное время в металлических оригиналах (матрицах), основные недостатки - сравнительно быстрый износ грампластинки из-за непосредственного механического контакта граммофонной иглы с ней, невозможность монтажа и стирания записи.
 
 Лит.: Калашников Л. А., Очерк развития техники механической записи звука, "Тр. института истории естествознания и техники", 1959, т. 26; Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М. - Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука, М., 1964.
 
 Ю. А. Вознесенский.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:41:18 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |