Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Драма (в литературе)

Драма (далее Д) (греч. dráma, буквально - действие), 1) один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д (в литературе) принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д (в литературе) сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряженность действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчиненность) повествовательного начала (см. Повествование). Предназначенная для коллективного восприятия, Д (в литературе) всегда тяготела к наиболее острым проблемам и в самых ярких образцах становилась народной. По мысли А. С. Пушкина, назначение Д (в литературе) в том, чтобы "... действовать на толпу, на множество, занимать его любопытство" (Полное собрание соч., т. 7, 1958, с. 214).

  Д (в литературе) присуща глубокая конфликтность; ее первооснова - напряженное и действенное переживание людьми социально-исторических или "извечных", общечеловеческих противоречий. Дтизм, доступный всем видам искусства, закономерно доминирует в Д (в литературе) По мысли В. Г. Белинского, драматизм - важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой.

  Исполненные драматизма конфликты находят воплощение в действии - в поведении героев, в их поступках и свершениях. Большинство Д (в литературе) построено на едином внешнем действии (что соответствует принципу "единства действия" Аристотеля), основанном, как правило, на прямом противоборстве героев. При этом действие прослеживается от завязки до развязки, захватывая большие промежутки времени (средневековая и восточная Д (в литературе), например "Шакунтала" или же берется лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке (античные трагедии, например "Эдип-царь" Софокла, и многие Д (в литературе) нового времени, например "Бесприданница" А. Н. Островского). Классическая эстетика 19 в. склонна абсолютизировать эти принципы построения Д (в литературе) Рассматривая вслед за Гегелем Д (в литературе) как воспроизведение сталкивающихся между собой волевых актов ("акций" и "реакций"), Белинский писал: "Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов... В драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития" (Полное собрание соч., т. 5, 1954, с. 53). При этом "... решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события" (там же, с. 20).

  Однако в шекспировских хрониках и "Борисе Годунове" Пушкина единство внешнего действия ослаблено. У А. П. Чехова оно отсутствует: здесь одновременно развертывается несколько сюжетных линий. Нередко решающую роль обретает действие внутреннее, при котором герои не столько совершают что-либо, сколько переживают устойчиво-конфликтные ситуации, уясняют свои позиции, напряженно размышляют. Внутреннее действие, присутствующее уже в античных трагедиях и характерное для "Гамлета" У. Шекспира, доминирует в Д (в литературе) конца 19 - середины 20 вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, А. Чехов, М. Горький, Б. Шоу, Б. Брехт, современная "интеллектуальная" Д (в литературе)). Принцип внутреннего действия полемично выдвинут в работе Шоу "Квинтэссенция ибсенизма".

  Важнейшие формальные свойства Д (в литературе): сплошная цепь высказываний, которые выступают в качестве актов поведения персонажей (т. е. их действий), и как следствие этого - сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени. Универсальная основа композиции Д (в литературе): сценические эпизоды (сцены), в пределах которых изображаемое, так называемое реальное, время адекватно времени восприятия, так называемому художественному. В народной, средневековой и восточной Д (в литературе), а также у Шекспира, в пушкинском "Борисе Годунове", в пьесах Брехта место и время действия меняются весьма часто. Европейская Д (в литературе) 17-19 вв. основывается, как правило, на немногочисленных и весьма пространных сценических эпизодах, совпадающих с актами театральных спектаклей. Крайнее выражение компактности освоения пространства и времени - известные по "Поэтическому искусству" Н. Буало "единства", сохранившиеся вплоть до 19 в. ("Горе от ума" А. С. Грибоедова).

  Предназначенная для "игры" на сцене и сосредоточивающая действие на замкнутых участках пространства и времени, Д (в литературе), как правило, тяготеет к условности образов, о чем говорили Пушкин ("изо всех родов сочинений самые неправдоподобные... сочинения драматические..." - Полное собрание соч., т. 7, 1958, с. 37), а также Э. Золя и Л. Н. Толстой. Готовность безоглядно предаваться страстям, склонность к внезапным решениям, к острым интеллектуальным реакциям и яркому лапидарному выражению мыслей и чувств присущи героям Д (в литературе) в большей степени, чем людям в реальной жизни и персонажам повествовательных произведений. По мысли французского актера Тальма, драматург и актеры соединяют "... в тесном пространстве, в промежутке каких-нибудь двух часов все движения, все волнения, которые даже и страстное существо может часто только пережить в долгий период жизни" ("Тальма о сценическом искусстве", М., 1888, с. 33).

  Основной предмет поисков драматурга - значительные и яркие, целиком заполняющие сознание душевные движения, которые являются преимущественно реакциями персонажей на ситуацию данного момента: на сказанные слова, на чье-то движение и т.п. Мысли же, чувства и намерения, неопределенные и смутные, не связанные с ситуацией данного момента, воспроизводятся в Д (в литературе) с меньшей конкретностью и полнотой, чем повествовательной формой.

  В прежние эпохи - от античности и вплоть до 19 в. - названные свойства Д (в литературе) вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным. Преображающее, идеализирующее или гротескное начало в искусстве доминировало над воспроизводящим, и формы изображенного отклонялись от форм реальной жизни. В связи с этим Д (в литературе) не только успешно соперничала с эпическим родом, но и воспринималась в качестве "венца поэзии" (Белинский). В 19-20 вв. Д (в литературе) уступила первенство др. художественным формам и прежде всего роману, где противостояние человека миру и его психология воспроизводятся тоньше, шире и свободнее. Стремление искусства к жизнеподобию и натуральности, отозвавшись "снижением" Д (в литературе) (особенно на Западе в 1-ю половину 19 в.), вместе с тем радикально видоизменило ее структуру: под воздействием опыта романистов традиционная условность и гиперболизм драматического изображения стали сводиться к минимуму (Островский, Чехов, Горький с их стремлением к полной бытовой и психологической достоверности образов). Однако и новая Д (в литературе) сохраняет элементы "неправдоподобия": расхождение между формами реального и драматически претворенного бытия неизбежно. Даже в предельно, казалось бы, житейски достоверных пьесах Чехова многие высказывания персонажей условно поэтичны и декламационны: В. Немирович-Данченко назвал их "стихотворениями в прозе".

  Использование драматургами 20 в. повествовательных фрагментов и активного монтажа сценических эпизодов нередко придает их творчеству колорит документальности. И вместе с тем именно в этих Д (в литературе) откровенно разрушается иллюзия достоверности изображаемого и отдается дань прямому демонстрированию условности (непосредственного обращения персонажей к публике; воспроизведение на сцене того, о чем вспоминают или мечтают герои; вторгающиеся в действие песенно-лирические фрагменты).

  В образной системе Д (в литературе) неизменно доминирует речевая характеристика. Однако текст Д (в литературе) должен быть ориентирован и на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение), и на произнесение монологов и диалогов, а также соответствовать возможностям сценического времени, пространства и театральной техники (построению мизансцен). Отсюда непременное достоинство Д (в литературе), обращенной к актеру и режиссеру, - ее сценичность, обусловливаемая в конечном счете конфликтностью, или драматизмом действия (см. Конфликт художественный).

  Д (в литературе) как род литературы включает в себя множество жанров. На протяжении всей истории Д (в литературе) существуют трагедия и комедия; для средневековья характерны мистерия, миракль, моралите, школьная Д (в литературе) В 18 в. сформировался жанр драмы (см. ниже), в дальнейшем ставший доминирующим. Распространены также мелодрамы, фарсы, водевили. В современной зарубежной Д (в литературе) обрели важную роль трагикомедии.

  Д (в литературе) 19-20 вв. порой включает в себя лирическое начало (так называемые лирические драмы Дж. Байрона, Метерлинка, А. Блока) или повествовательное (Брехт называл свои Д (в литературе) эпическими); в середине 20 в. распространяется "документальная" Д (в литературе), обстоятельно и точно воспроизводящая реальные события, исторические документы, мемуарную литературу ("Милый лжец" Дж. Килти, "Шестое июля" М. Шатрова, пьесы-инсценировки по "Дневнику Анны Франк"). Но как ни разнообразны формы Д (в литературе), она сохраняет свою родовую специфику.

  История Д (в литературе) У истоков европейской Д (в литературе) - творчество древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Древнеримская Д (в литературе) представлена Плавтом, Теренцием. Античной Д (в литературе) поручалась роль общественного воспитателя; она обладала высотой философского потенциала, пластическим величием трагедийных образов, яркостью карнавально-сатирической игры в комедии. Расцвет Д (в литературе) на Востоке относится к более позднему времени. В Индии расцвет и доминирование драматических жанров падает на середину 1-го тысячелетия н. э.: творчество всемирно известного Калидасы (4-5 вв.), Шудраки (5 в.). Крупнейшие драматурги Японии - Дзэами Мотокие (начало 15 в.), в творчестве которого Д (в литературе) впервые получила законченную литературную форму (жанр екеку), и Тикамацу Мондзаэмон (конец 17 - начало 18 вв.). В 13-14 вв. сформировалась как литературный жанр светская Д (в литературе) в Китае. "Золотой век" европейской Д (в литературе) - английская и испанская ренессансная и барочная Д (в литературе) (см. Возрождение и Барокко). Высота и трагедийность ренессансной личности, ее и двойственность, ее свобода от богов и зависимость от страстей и власти денег, целостность и противоречивость исторического потока воплотились у Шекспира в истинно народной драматической форме, синтезирующей трагическое и комическое, реальное и фантастическое, обладающей композиционной свободой, сюжетной многоплановостью, сочетающей тончайший интеллект и поэтичность с грубейшим фарсом. Трагедийные пьесы Кальдерона де ла Барка воплотили идеи барокко - дуалистичность мира (антиномия земного и духовного), неизбывность страданий на земле и стоическое самоосвобождение человека посредством духовного преодоления нужды, принуждения и личных страстей. Классикой стала также Д (в литературе) французского классицизма; трагедии П. Корнеля и Ж. Расина психологически глубоко развернули конфликт личного чувства и долга перед нацией и государством. "Высокая комедия" Мольера, смыкавшаяся с трагедией по накалу страсти, сочетала традиции народного зрелища с принципом классицистской типизации, а сатиру на общественные пороки - с народной жизнерадостностью.

  Идеи и конфликты эпохи Просвещения отразились в драматургии Г. Э. Лессинга, Д (в литературе) Дидро, П. Бомарше, К. Гольдони; тогда же сформировался жанр "мещанской Д (в литературе)" (средний между трагедией и комедией); была подвергнута сомнению универсальность норм классицизма, произошла демократизация Д (в литературе) и ее языка. Предвестницы романтической Д (в литературе) - ранние пьесы Ф. Шиллера и И. В. Гете; их поздняя драматургия периода "веймарского классицизма" явила образцы Д (в литературе) масштабных идей и осознанного исторического смысла. В 1-й половине 19 в. наиболее содержательную драматургию создавали романтики (Г. Клейст, Байрон, П. Шелли, В. Гюго; см. Романтизм). Пафос свободы личности и протест против "буржуазности" облекались в яркие и динамичные события, обычно легендарные или исторические, во вдохновенный лиризм монологов и диалогов.

  Реалистическая Д (в литературе) (см. Реализм) возобладала в русской литературе начиная с 20-30-х гг. (Грибоедов, Пушкин, Н. В. Гоголь). Многожанровая драматургия А. Островского с ее сквозным конфликтом духовного достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план гнетущей силы социальной "обстановки жизни" и бытового деспотизма, с ее пристрастием к светлому образу "маленького человека" и преобладанием "жизнеподобных" форм стала решающей в формировании национального репертуара 19 в. "Жизнеподобные", более или менее свободные от условности Д (в литературе), исполненные трезвого реализма и психологизма, "сопряженного" с эпичностью, создал Л. Толстой. На рубеже 19-20 вв. Д (в литературе) претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова: стали необязательными единство внешнего конфликта, волевая активность героев, перипетии действия. Чехов воссоздал душевную драму творческой и честной, мучительно ищущей, но не обретающей "сверхличную", "общую" идею интеллигенции, исполненной и возвышенно-романтических устремлений и бессилия, порой отчаяния перед гнетущей прозой повседневности. Глубокий драматизм он облек в форму скорбно-иронического лиризма. Динамика его пьес не в событийности и диалогах-схватках, а в диалогах-беседах и текучести, "импрессионистичности" душевных состояний; реплики и эпизоды связаны ассоциативно, по принципу "контрапункта"; раскрытие эмоциональной сложности при обыденном течении событий достигалось подтекстом (разработанным Чеховым одновременно с Метерлинком).

  Подъем западноевропейской Д (в литературе) относится к рубежу 19-20 вв.: Ибсен, Шоу сосредоточивают внимание на острых социально-философских и нравственных конфликтах. Символистская драматургия Метерлинка периода 1896-1918, сохраняя "трагизм повседневной жизни", "тайны духа" и принцип подтекста ("второго диалога"), насыщается реалистическими красками и оптимистическими социальными идеями. В 20 в. традиции реалистической Д (в литературе) унаследовали Р. Роллан, Дж. Б. Пристли, Ш. О"Кейси, Ю. О"Нил, К. Чапек, А. Миллер, Э. Де Филиппо, Ф. Дюрренматт, Э. Ф. Олби, Т. Уильямс. Видное место в зарубежном искусстве занимает так называемая интеллектуальная Д (в литературе), связанная с экзистенциализмом (Ж. П. Сартр, Ж. Ануй). Острые социально-политические коллизии 20-40-х гг. отразились в творчестве одного из крупнейших социалистических реалистов Запада Брехта. Театр Брехта - подчеркнуто рационалистический, интеллектуально напряженный, откровенно условный, ораторский и митинговый.

  У истоков советской Д (в литературе) - творчество М. Горького, пьеса которого "Враги" начинает историю драматургии социалистического реализма. Героика революционной борьбы передана в пьесах Вс. Вишневского ("Оптимистическая трагедия"), Н. Погодина (трилогия, посвященная В. И. Ленину), К. Тренева ("Любовь Яровая"), Б. Лавренева. Яркие образцы сатирической Д (в литературе) создал Маяковский ("Клоп", "Баня"), а также М. Булгаков ("Багровый остров"), Ю. Смуул ("Вдова полковника") и др. Жанр пьесы-сказки, сочетающей светлый лиризм, героику и сатиру, разработан Е. Шварцем. Социально-психологическая Д (в литературе) представлена творчеством А. Афиногенова, Л. Леонова, А. Корнейчука, И. Микитенко, А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, И. Друцэ, Э. Раннета. Единая в своей социальной тенденции советская Д (в литературе) разнообразна по эстетическим и этическим идеалам, по жанровым и стилевым формам. См. также раздел Литература в ст. Союз Советских Социалистических Республик.

  Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Дтическая поэзия, Соч., т. 14, М., 1958; Белинский В. Г., О драме и театре, М.-Л., 1948; Брехт Б., О театре, пер. с нем., М., 1960; Волькенштейн В., Дтургия, М., 1969; Аникст А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Сахновский-Панаев В. А., Д, Л., 1969; Карягин А. А., Д как эстетическая проблема, М., 1971; Thompson A. R., The anatomy of drama, 2 ed., Los Ang., 1946; Dürrenmatt ., Theaterprobleme, 3 Aufl., Z., 1955; Styan J. L., The elements of drama, Camb., 1963; CIark В. Н., European theories of the drama, rev. by Н. Popkin, . ., 1965; Bentley E., The life of drama, L., 1966; Episches Theater, öln-В., 1966; Kerr ., Tragedy and comedy, . ., 1967; Perspectives on drama, edited by J. L. Calderwood and Н. E. Toliver, . ., 1968.

  В. E. Хализев.

  2) Один из основных жанров (видов) драматургии наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, Д (в литературе) воспроизводит прежде всего частную жизнь людей, но ее главная цель - не осмеяние человеческих характеров и нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, она изображает героев в процессе их духовного становления или нравственные изменения, однако ее характеры лишены исключительности, свойственной трагическим героям. Д (в литературе) тяготеет к воссозданию острых противоречий и коллизий. Вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе не исключают разрешения.

  Предвестия Д (в литературе) обнаруживаются уже в античной (например, у Еврипида) и особенно ренессансной драматургии; однако как самостоятельный жанр Д (в литературе) сложилась и получила теоретическое обоснование только во 2-й половине 18 в. у просветителей (мещанская драма Д (в литературе) Дидро, Л. С. Мерсье во Г. Э. Лессинга в ее интерес к социальной практике, быту, нравственным идеалам демократической среды, к психологии простого, "среднего" человека способствовал развитию реалистических начал в европейском искусстве (см. Реализм).

  Для начальных этапов развития Д (в литературе) характерно благополучное разрешение изображаемых конфликтов. В дальнейшем внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже, а герой остается обычно в разладе с обществом, с самим собой; его участью все чаще становится душевное страдание или одиночество ("Гроза" и "Бесприданница" А. Н. Островского, "Строитель Сольнес" и "Гедда Габлер" Г. Ибсена, пьесы А. П. Чехова, Б. Шоу). Напряженное идейное противоборство героя и среды (общих условий жизни) отличает драмы М. Горького. В середине 20 в. ведущей остается психологическая Д (в литературе) Отдельные разновидности Д (в литературе) смыкаются с иными жанрами, активно используя их средства выразительности (например, приемы трагикомедии, театра масок и др.). Реалистическая психологическая Д (в литературе) - распространенная форма современной советской драматургии.

  Т. М. Родина.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 09:27:12