Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мистерия (театр.)

Мистерия (далее М) жанр западно-европейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (14—16 вв.). Наибольшее развитие получил во Содержание М (театр.) составляли библейские сюжеты. Авторами произведений были церкровные служители, ученые-богословы, врачи, юристы. Сцены религиозного характера чередовались с интермедиями — вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Представления М (театр.) организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами во время городских торжеств, обычно в ярмарочные дни, на площади. Несмотря на руководство со стороны патрицианских и церковных кругов, М (театр.) была массовым самодеятельным искусством. В ней постоянно сталкивались и сочетались религиозная мистика и житейский реализм, вносимый исполнителями (главным обризом любителями-горожанами), набожность и богохульство. Яркие образцы М (театр.) — "М страстей господних" Арнуля Гребана (середина 15 в.), "М об осаде Орлеана" (пост. после 1429). Усиление реалистических и комедийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, а в 16 в. запрещение представлений М (театр.) В 19 — 1-й половине 20 вв. М (театр.) иногда ставятся в Обераммергау ( в Париже перед собором Нотр-Дам. Ироническое осмысление средневековых М (театр.) отличает спектакль "История о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962, "Театр народовы", Варшава).

  М (театр.) с 10 в. существовала также в Иране, где входила в религиозный обряд шахсей-вахсей. От нее ведет начало один из видов персидской трагедии — тазийе.

  Лит. : История западноевропейского театра т. 1. М (театр.), 1956.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 00:32:23