Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гидротурбина

Гидротурбина (далее Г), гидравлическая турбина, водяная турбина, ротационный двигатель, преобразующий механическую энергию воды (ее энергию положения, давления и скоростную) в энергию вращающегося вала. По принципу действия Г делятся на активные и реактивные. Основным рабочим органом Г, в котором происходит преобразование энергии, является рабочее колесо. Вода подводится к рабочему колесу в активных Г через сопла, в реактивных — через направляющий аппарат. В активной Г (рис. 1) вода перед рабочим колесом и за ним имеет давление, равное атмосферному. В реактивной Г (рис. 2) давление, воды перед рабочим колесом больше атмосферного, а за ним может быть как больше, так и меньше атмосферного давления.

  Первая реактивная Г была изобретена в 1827 французским инженером Б. Фурнероном; эта Г имела на рабочем колесе мощность 6 л. с., но из-за плохих энергетических свойств подобные. Г уже не применяются. В 1855 американский инженер Дж. Френсис изобрел радиально-осевое рабочее колесо Г с неповоротными лопастями, а в 1887 немецкий инженер Финк предложил направляющий аппарат с поворотными лопатками (см. Радиально-осевая гидротурбина.). В 1889 американский инженер А. Пелтон запатентовал активную — ковшовую гидротурбину, в 1920 австрийский инженер В. Каплан получил патент на поворотнолопастную гидротурбину. Радиально-осевые, поворотнолопастные и ковшовые Г широко применяются для выработки электрической энергии (см. Гидроэнергетика).

  Для расчета профиля лопасти рабочего колеса Г, вращающегося с постоянной угловой скоростью, используется уравнение (рис. 3):

 

  где Н — рабочий напор Г, т. е. запас энергии 1 кг воды (разность отметок горизонтов воды перед входом в сооружения гидравлической силовой установки и по выходе из них за вычетом потерь на сопротивление во всех сооружениях, но без вычета потерь в самой Г); 1 и 2 — окружные скорости лопастей на входе воды в рабочее колесо и на выходе из него, м/сек; 1 и 2 — абсолютные скорости воды на входе и выходе, м/сек; (a1 и a2 — углы между направлениями окружных и абсолютных скоростей в точках, соответствующих осередненной по энергии поверхности тока, град; g — ускорение свободного падения, м/сек2.

  В левую часть уравнения вводится множитель hr, являющийся гидравлическим кпд гидротурбины. Часть мощности, полученная колесом, расходуется на преодоление механических сопротивлений, эти потери учитываются механический кпд гидротурбин h0. Утечка воды в обход рабочего колеса учитывается объемным кпд гидротурбины.

  Полный кпд гидротурбины h = hг · hm · h0 — отношение полезной мощности, отдаваемой турбинным валом, к мощности пропускаемой через Г воды. В современной Г полный кпд равен 0,85—0,92; при благоприятных условиях работы лучших образцов Г он достигает 0,94—0,95.

  Геометрические размеры Г характеризуются номинальным диаметром Д, рабочего колеса. Г разных размеров образуют турбинную серию, если обладают однотипными рабочими колесами и геометрическими подобными элементами проточной части. Определив необходимые параметры одной из Г данной серии, можно подсчитать, пользуясь формулами подобия, те же параметры для любой гидравлической турбины этой серии (см. Моделирование гидродинамическое и аэродинамическое). Каждую турбинную серию характеризует коэффициент быстроходности, численно равный частоте вращения вала Г, развивающей при напоре 1 м мощность 0,7355 квт (1 л. с.). Чем больше этот коэффициент, тем больше частота вращения вала при заданных напоре и мощности. Г и электрический генератор обходятся дешевле при увеличении частоты их вращения, поэтому стремятся строить Г с возможно большим коэффициентом быстроходности. Однако в реактивных Г этому препятствует явление кавитации, вызывающее вибрацию агрегата, снижение кпд и разрушение материала Г

  Графики, выражающие зависимости величин, характеризующих Г, называются турбинными характеристиками. На рис. 4 представлены характеристики Г при постоянном напоре и частоте вращения колеса, но при различных нагрузках и расходе воды. В реальных условиях Г работают при меняющемся напоре; их поведение в этом случае изображается универсальными характеристиками для модели и эксплуатационными характеристиками — для натурной Г Универсальные характеристики строятся на основании лабораторных исследований модели, проточная часть которой геометрически подобна натурной.

  Характеристики поворотнолопастных и радиально-осевых гидротурбин, выпускаемых в СССР

Марка пово-ротнолопаст-ной гидротурбины

Напор, м

Число лопа-стей

Мощность, Mвт

Марка радиально-осевой гидротурбины

Напор, м

Мощность, Мвт

ПЛ-10

3-10

4

0,6-49

РО-45

30-45

6,5-265

ПЛ-15

5-15

4

1.3-88

О–7 5

40-75

9,7-515

ПЛ-20

10-20

4

3.3-115

-115

70-115

21.5-810*
ПЛ-ЗО<
15-30

5

6-180

-170

110-170

34-900*

ПЛ-40

20-40

6

8,2-245

-230

160-230

29.5-920*

ПЛ-50

30-50

7

13-280

-310

220-310

31-485

ПЛ-60

40-60

8

15-315

-400

290-400

31-280

ПЛ-70

45-70

8

15.8-350

-500

380-500

33-195

ПЛ-80

50-80

8

17-385







* Верхний предел показывает мощности, технически возможные. К 1970 максимальная единичная мощность работающих гидроагрегатов достигла 500 Мвт.

  На универсальных характеристиках (рис. 5), исходя из условий моделирования, в координатах приведенных величин расхода Q"1 л/сек и частоты вращения h"1 об/мин (характерных для Г данной серии диаметром рабочего колеса 1 м, работающих при напоре 1 м) наносятся изолинии равных кпд h%, коэффициент кавитации s и открытия направляющего аппарата a0. Эксплуатационные характеристики (рис. 6) строятся на основании универсальных и показывают зависимость кпд натурной турбины h% от нагрузки Мвм и напора Нм при номинальной частоте вращения турбины n = const. Здесь же обычно наносят линию ограничения мощности, выражающую зависимость гарантированной мощности от напора. На этих же характеристиках изображают линии равных допустимых высот отсасывания м, показывающих заглубление рабочего колеса Г под уровень воды в нижнем бьефе (разность отметок расположения рабочего колеса и уровня нижнего бьефа).

  Проточная часть реактивных Г состоит из следующих основных элементов (рис. 7): спиральной камеры гидротурбины 1; направляющего аппарата 2, регулирующего расход воды; рабочего колеса 3 и отсасывающей трубы 4, отводящей воду от Г Реактивные Г по направлению потока в рабочем колесе делятся на осевые и радиально-осевые. По способу регулирования мощности реактивные Г бывают одинарного и двойного регулирования. К Г одинарного регулирования относятся Г, содержащие направляющий аппарат с поворотными лопатками, через который вода подводится к рабочему колесу (регулирование в этих Г производится изменением угла поворота лопаток направляющего аппарата), и лопастнорегулируемые Г, у которых лопасти рабочего колеса могут поворачиваться вокруг своих осей (регулирование в этих Г производится изменением угла поворота лопастей рабочего колеса). Г двойного регулирования содержат направляющий аппарат с поворотными лопатками и рабочее колесо с поворотными лопастями. Поворотнолопастные Г, применяемые на напоры до 150 м, могут быть осевыми и диагональными гидротурбинами. Разновидностью осевых являются двухперовые, в которых на каждом фланце размещаются по две лопасти вместо одной. Радиально-осевые Г одиночного регулирования применяют на напоры до 500—600 м. Активные Г строят преимущественно в виде ковшовых Г и применяют на напоры выше 500—600 м; их делят на парциальные и непарциальные. В парциальных Г вода к рабочему колесу подводится в виде струй через одно или несколько сопел и поэтому одновременно работает одна или несколько лопастей рабочего колеса. В непарциальных Г вода подводится одной кольцевой струей и поэтому одновременно работают все лопасти рабочего колеса. В активных Г отсасывающие трубы и спиральные камеры отсутствуют, роль регулятора расхода выполняют сопловые устройства с иглами, перемещающимися внутри сопел и изменяющими площадь выходного сечения. Крупные Г снабжаются автоматическими регуляторами скорости.

  По расположению вала рабочего колеса Г делятся на вертикальные, горизонтальные и наклонные. Сочетание. Г с гидрогенератором называют гидроагрегатом. Горизонтальные гидроагрегаты с поворотно-лопастными или пропеллерными Г могут выполняться в виде капсульного гидроагрегата.

  Широкое распространение получили обратимые гидроагрегаты для гидроаккумулирующих и приливных электростанций, состоящие из насосо-турбины (гидромашины, способной работать как в насосном, так и в турбинном режимах) и двигателя-генератора (электромашины, работающей как в двигательном, так и в генераторном режимах). В обратимых гидроагрегатах применяются только реактивные Г Для приливных электростанций используются капсульные гидроагрегаты.

  В 1962 в СССР разработана номенклатура поворотнолопастных и радиально-осевых Г, в которой даются система типов и размеров Г и их основные гидравлические и конструктивные характеристики (табл.). Эта номенклатура основана на закономерном изменении зависимостей геометрических и гидравлических параметров рабочих колес от напора.

  Основными тенденциями в развитии Г являются: увеличение единичной мощности, продвижение каждого типа Г в область повышенных напоров, совершенствование и создание новых типов Г, улучшение качества, повышение надежности и долговечности оборудования. В СССР созданы и успешно работают Г радиально-осевого типа мощностью 508 Мвт на расчетный напор 93 м с диаметром рабочего колеса 7,5 м для Красноярской ГЭС, разрабатываются Г такого же типа для Саянской ГЭС (единичная мощность 650 Мвт, расчетный напор 194 м, диаметр рабочего колеса 6,5 м).

  Больших успехов в создании Г достигли фирмы; "Хитати", "Мицубиси", "Тосиба" (Япония), "Нохаб" (Швеция), "Нейрпик" ( "Инглиш электрик" (Великобритания), "Фойт" (ФРГ) и др. Например, японской фирмой "Тосиба" проектируются Г для ГЭС Гранд-Кули- единичной мощностью 600 Мвт на напор 87 м с диаметром рабочего колеса 9,7 м.

  Лит.: Шпанхаке В., Рабочие колеса насосов и турбин, пер. с нем., ч. 1, М.—Л., 1934; Турбинное оборудование гидроэлектростанций, под ред. А. А. Морозова. 2 изд., М. — Л., 1958; Ковалев Н. Н., Гидротурбины, М. — Л., 1961; Кривченко Г И., Автоматическое регулирование гидротурбин, М. — Л., 1964; Tenot А., Turbines hydrauliques et régulateurs automatiques de vitesse, v. 1—4, ., 1930—35.

  М. Ф. Красильников.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 18:36:25