Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Социолингвистика

Социолингвистика (далее С) (социологическая лингвистика), научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями и механизмом воздействия социальных факторов на язык.

  Фундамент современных социолингвистических исследований был заложен в трудах сов. ученых (Л. П. Якубинского, В. В. Виноградова, Б. А. Ларина, В. М. Жирмунского, Р. О. Шор, М. В. Сергиевского, Е. Д. Поливанова), которые в 20—30-е гг. 20 в. изучали язык как общественное явление. Развитию С содействовали также труды франц. школы социологической лингвистики (т. н. социологической школы), опирающейся на работы А. Мейе, амер. этнолингвистов и социолингвистов, развивающих идеи Ф. Боаса и Э. Сепира, нем. ученых, в особенности Т. Фрингса и основанной им лейпцигской школы, представителей пражской школы В. Матезиуса, Б. Гавранека и др., япон. школы "языкового существования".

  В отличие от некоторых направлений С (например, в США), ориентирующихся на бихевиоризм, феноменологию, теорию социального взаимодействия Дж. Мида и др. течения буржуазной философии и социологии, марксистская С опирается на исторический материализм и на частные теории марксистской социологии — теорию социальной структуры общества, теорию социальных систем, социологию личности и др., на учение о языке как важнейшем средстве человеческого общения, о роли языка в процессе формирования и развития наций, об общественных функциях языков и диалектов. С рассматривает следующие проблемы: язык и нация, изучение национального языка как исторической категории, связанной с формированием нации; социальная дифференциация языка на всех уровнях его структуры и, в частности, характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами; типология языковых ситуаций, характеризуемых распределением социальных функций между различными языками и диалектами, используемыми данным коллективом; закономерности взаимодействия языков в различных социальных условиях; социальные аспекты двуязычия, многоязычия и диглоссии (взаимодействия различных социально противопоставленных друг другу подсистем одного и того же языка) и, в особенности, речь в контексте социальной ситуации; языковая политика как одна из форм сознательного воздействия общества на язык.

  Методы С представляют собой синтез лингвистических и социологических способов исследования. В С используются анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, в ходе которого сам наблюдатель выступает как участник акта коммуникации, социологический эксперимент, некоторые приемы математической статистики, моделирование социально детерминированной речевой деятельности с помощью "социолингвистических правил", т. е. социально обусловленных правил порождения высказывания, варьирования, совместной встречаемости языковых единиц и т. д., и корреляционного анализа, основанного на соотнесении языковых и социальных явлений как зависимых и независимых переменных.

  Лит.: Дешериев Ю. Д., Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе, М., 1966; Язык и общество, М., 1968; Вопросы социальной лингвистики, Л., 1969; Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху, т. 1—3, М., 1969—73: Швейцер А. Д., Вопросы социологии языка в современной американской лингвистике, Л., 1971; Проблемы двуязычия и многоязычия, М., 1972; Базиев А. Т., Исаев М. И., Язык и нация, М., 1973; Социолингвистические проблемы развивающихся стран, М., 1975; Новое в лингвистике, пер. с англ., в. 7, М., 1975; Directions in sociolinguistics, .., 1972: Labov ., Sociolinguistie patterns, Phil., 1972.

  А. Д. Швейцер.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:29:07