Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Метод

Метод (далее М) (от греч. méthodos - путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В качестве М могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д. В философии под ее М понимается способ построения и обоснования системы философского знания. Для марксистско-ленинской философии в качестве М выступает материалистическая диалектика.

  Своими генетическими корнями М восходит к практической деятельности. Приемы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности выступали в качестве источников М мышления, а развитие и дифференциация последних (особенно в связи с развитием науки) в конечном счете привели к учению о М - методологии.

  Основное содержание М науки образуют прежде всего научные теории, проверенные практикой: любая такая теория по существу выступает в функции М при построении др. теорий в данной или даже в иных областях знания или в функции М, определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому фактически различие между М и теорией носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, М выступает как исходный пункт и условие последующих исследований.

  Хотя проблема М обсуждалась уже в античной философии (которая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата и М познания), однако систематическое развитие М познания и их изучение начинаются лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки: именно эксперимент потребовал строгих М, дающих однозначный результат. С этого времени развитие, совершенствование М выступает как важнейшая составная часть всего прогресса науки.

  Современная система М науки столь же разнообразна, как и сама наука. Этому соответствует множество различных классификаций М Говорят, например, о М эксперимента, М обработки эмпирических данных, М построения научных теорий и их проверки, М изложения научных результатов (членение М, основанное на членении стадий исследовательской деятельности). По другой классификации М делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Еще одна классификация опирается на различие М качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение М в зависимости от форм причинности - однозначно-детерминистские и вероятностные М Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и М одних наук все более широко используются в других, относительно менее развитых науках (например, применение физических и М в биологии и медицине); это порождает проблему М междисциплинарного исследования. Повышение уровня абстрактности современной науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследования, особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации; в этой связи специально разрабатываются М интерпретации научных данных.

  Столь широкое многообразие М науки и сама творческая природа научного мышления делают крайне проблематичной возможность построения единой теории научного М в строгом смысле слова - теории, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных М Поэтому реальным предметом методологического анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих М, выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных М в научном исследовании. Один из аспектов этой последней проблемы образует вопрос о роли философского М в научном познании. Как показывает опыт развития науки, эти М, не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют решающее значение в определении судьбы исследования, т. к. именно они задают общее направление исследования, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. Как показывает история познания, особенно современного, адекватными философскими М являются лишь диалектика и материализм. Мологическая роль материализма заключается в том, что он срывает завесу сверхъестественности со сложных явлений природы, общества и человеческого сознания и ориентирует науку на раскрытие естественных, объективных связей, обязывает ученого оставаться на почве надежно установленных фактов. Диалектика же является научным М материалистической философии и всей науки в целом, т. к. она формулирует наиболее общие законы познания. Диалектика как М есть реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Будучи сознательно положенной в основу теоретического мышления, материалистическая диалектика освобождает ученого от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности; в диалектике все проблемы приобретают исторический характер, а исследование развития становится стратегическим принципом современной науки. Наконец, диалектика ориентирует на раскрытие и способы разрешения противоречий как в познании, так и в самой действительности.

  Философские М "работают" в науке обычно не непосредственно, а опосредуясь другими, более конкретными М Например, принцип историзма как универсальный М, разрабатываемый философией, преломился в биологии в виде эволюционного учения - методологической основы современных биологических дисциплин; в астрономии этот же принцип породил совокупность космогонических гипотез. В социальном познании исторический материализм выполняет функции М для всех общественных наук. М, имеющие общенаучный характер: сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция и т. д. - также конкретизируются в каждой отдельной науке. Важная особенность современного этапа развития науки заключается в существенном возрастании роли конструктивных моментов в научном познании: характер задач современной науки таков, что она все чаще не просто отражает те или иные аспекты реальности, но и проектирует реальность в соответствии с определенными целями. Это ведет к необходимости осуществлять и широкое конструирование М познания, особенно формальных, в частности математических М Соответственно расширяется и специальное изучение логической структуры формальных М Одним из конкретных выражений усиления конструктивности познания является быстро растущее распространение М моделирования, который вообще может служить ярким примером подлинно эвристической роли М познания.

  Лит. см. при ст. Мология.

  А. Г. Спиркин.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 12:54:18