Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мейербер Джакомо

Мейербер (далее М) (Meyerbeer) Джакомо (настоящее имя и фамилия — Якоб Либман Бер; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина, — 2.5.1864, Париж), композитор. Родился в семье еврейского банкира. Музыкальное образование получил под руководством М. Клементи (фортепино), К. Ф. Цельтера и Г. И. Фоглера, который направил интерес М. к оперному искусству. 1816—24 провел в Италии, где, овладевая оперным стилем, писал оперы, из которых наибольший успех имела "Крестоносец в Египте" (1824, Венеция; 1825, Париж). С 1842 М. — генерал-музик-директор в Берлине. Оригинальный композиторский почерк М. определился к началу 30-х гг. Был связан в своем развитии с различными творческими школами (немецкой, итальянской). Создал стиль героико-романтической большой оперы. Уже ранние его сочинения обнаружили тяготение к героическим темам и образам, к широким концепциям. В 30—40-х гг. для парижского театра им написаны лучшие произведения (на либретто Э. Скриба), в том числе опера "Роберт-Дьявол" (1831, Париж). С наибольшей полнотой и совершенством оперная концепция М. воплотилась в опере "Гугеноты" (1836, там же; в России — под названием "Гвельфы и гибеллины"). В "Пророке" (1849, там же; в России — под названием "Осада Гента", затем "Иоанн Лейденский") обнаружились некоторые недостатки этого типа оперы, "Африканка" (1865, постановка посмертно) свидетельствовала о его намечающемся кризисе. Основу оперного стиля М. составляют сценически-эффектное, напряженное развитие сюжета, яркие образы героев, колоритность массовых сцен, психологические и зрелищные контрасты, стремление придать драме социальное звучание. Развитие целого подчиняется четкой музыкально-драматургической линии с выделением общей и частных (по актам) кульминаций. М. оказал большое влияние на оперный театр 19 в., однако в дальнейшем наступила реакция против "мейерберовщины", ее внешних эффектов (порой в ущерб правдивости и эмоциональной естественности). Меньшее значение имели комические оперы: "Северная звезда" (1854, Париж) и "Плоэрмельское прощение" ("Динора", 1859, там же). М. принадлежат также кантаты, хоры, оркестровые произведения, театральная музыка (в т. ч. музыка к драме "Струэнзе" М. Бера, брата композитора), фортепианные пьесы, песни.

  Лит.: Кремлев Ю. А., Джакомо М, (Л.), 1936; Соллертинский И. И., Джакомо М, 2 изд., М., 1962; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера, М., 1962, с. 350—65; Curzon . . de, Meyerbeer, ., (1910); Becker ., Der Fall Heine-Meyerbeer, ., 1958.

  Т. Н. Ливанова.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 14:10:37