Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Маоизм

Маоизм (далее М), враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистическое течение в Коммунистической партии Китая. М представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистического движения. М призван обосновывать авантюристическую политику "казарменного коммунизма". Краеугольным камнем М является антисоветизм.

  В виде самостоятельной платформы М сложился в конце 50-х годов 20 века. Возникновение М непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэ-дуна. На 9-м съезде КПК (1969) М, именуемый официально в Китае "идеи Мао Цзэ-дуна", был объявлен "теоретической основой, определяющей идеи КПК", и провозглашен "марксизмом-ленинизмом современной эпохи". Эти оценки были подтверждены и на 10-м съезде КПК (1973).

  Процесс формирования М связан с борьбой двух главных тенденций в КПК — интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической. Маоисты выдвинули идею "национального марксизма", "китайского коммунизма", которая была официально закреплена в документах 7-го съезда КПК (1945). Под вывеской "соединения всеобщих истин марксизма-ленинизма с практикой китайской революции", "китаизации марксизма-ленинизма " мелкобуржуазно-националистич. элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернациональном характере революционного учения рабочего класса.

  М отличает крайний эклектизм, субъективизм в теории и волюнтаризм в политике. Идеология М впитала многие традиционные взгляды древней китайской политической и философской мысли, принципы примитивной уравнительности крестьянских движений, а также целый ряд китаецентристских концепций реформаторов конца 19 — начала 20 веков: Тань Сы-туна, Кем Ю-вэя, Лян Ци-чао, гоминьдановскую концепцию национализма. На М большое влияние оказали анархизм и ревизионистские течения в коммунистическом движении, особенно троцкизм. У анархистов Мао Цзэ-дун заимствовал такие принципы, как абсолютизация насилия ("винтовка рождает власть", "бунт — дело правое"), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые слои молодежи для "организации" революций без учета революционной ситуации. М по существу заимствовал троцкистскую концепцию "перманентной революции" и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна. М утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения этой опасности необходимы "революции". Образцом такой "революции" объявлена т. и. культурная революция, проведенная под руководством Мао Цзэ-дуна во 2-й половине 60-х годов. Такие "революции", являющиеся по существу формой тотальной чистки и расправы с реальными и потенциальными противниками М, должны, по заявлениям маоистов, повторяться периодически.

  М фактически отрицает объективные закономерности строительства социализма и коммунизма, учение о руководящей роли марксистско-ленинской партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм диктатурой военно-бюрократической группировки, насаждает культ личности, принижает роль народа. М отрицает коренные принципы социалистического гуманизма.

  В политике вместо пролетарской классовой линии М прибегает к бонапартистскому маневрированию (см. Бонапартизм) между различными классами и социальными прослойками. Декларативно заявляя, что "рабочий класс руководит всем", Мао Цзэ-дун на деле проводит линию на принижение роли рабочего класса Китая.

  Маоисты на практике стремятся ликвидировать методы и формы организации и планирования народного хозяйства, сложившиеся в первое десятилетие существования КНР под влиянием опыта мирового социализма и прежде всего СССР. Вопреки ленинизму, М рассматривает бедность, отсталость страны, обездоленность народных масс как неотъемлемые атрибуты жизни при социализме и даже как факторы, якобы благоприятствующие строительству нового общества. Заботу о росте благосостояния народа М объявляет "ревизионизмом", "реакционным экономизмом", ведущими к буржуазному "перерождению". Консервация бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на развитие военной машины.

  В области философии М декларирует приверженность диалектическому и историческому материализму, однако по сути дела ревизует все его принципы с позиций субъективизма, вульгарного материализма и примитивно истолкованной диалектики, превращает философию в средство утилитарно-прагматического обоснования политики.

  Признавая всеобщность противоречия, М вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует или крайне принижает роль единства противоположностей. Одновременно М непомерно расширяет сферу проявления антагонистических противоречий, рассматривая их как всеобщие, а неантагонистические противоречия — как частный случай антагонистических. Закон единства и борьбы противоположностей сводится к их механическому противостоянию ("без верха нет низа, без отвратительного нет прекрасного") и смене мест между противоположностями ("плохое превращается в хорошее", а "пролетариат — в буржуазию", "мир превращается в войну, война — в мир"). В гносеологии М присущ эмпиризм, обосновывающий узкоутилитарный подход к пониманию практики как лишь непосредственного физического участия индивида в производственной или политической деятельности. М упрощает проблемы познания, принижает теоретическое мышление и его познавательной возможности и одновременно сужает сферу общественной практики.

  В понимании критерия истины М смыкается с прагматизмом, утверждая: "вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно" (Мао Цзэ-дун, Четыре работы по философии, Пекин, 1968, с. 195).

  Для теории и практики М характерны резкие колебания то в сторону крайне "левого" экстремизма и волюнтаризма, то правого реформизма. Субъективизм М четко выявляется в тезисе о "необходимости постоянно создавать противоречия", что в политике находит выражение в непрерывном поддержании обстановки напряженности внутри общества, а также в стремлении решать любые хозяйственные, политические и культурные проблемы путем организации сменяющих друг друга массовых кампаний запугивания населения "внешней угрозой", чистками и так далее.

  В 1958 Мао Цзэ-дун выдвинул курс "трех красных знамен" — новая "генеральная линия", "большой скачок" и "народная коммуна". Проведение этой политики привело страну к экономическому кризису. Потребовалось более пятилетия, чтобы восстановить уровень экономики, существовавший до начала "большого скачка". Во внешней политике в этот период маоисты начали открытые нападки на Советский Союз и серьезно подорвали советско-китайские отношения, развернули раскольническую деятельность в международном коммунистическом движении, организовали военные столкновения с соседними странами и предприняли целый ряд других авантюристических акций на мировой арене. На 9-м и 10-м съездах КПК антисоветизм был поднят на уровень партийной и государственной доктрины, а СССР клеветнически объявлен главным врагом Китая. М пытается обосновать политику злобного антисоветизма надуманными утверждениями о существовании "непримиримых принципиальных разногласий" между КНР и СССР. В действительности подлинным источником антисоветизма является идеология великоханьского шовинизма, которая, естественно, приходит в столкновение с принципами пролетарского интернационализма, отстаиваемыми КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями. Антисоветизм используется маоистами и как средство оправдания своей политики милитаризации и отвлечения внимания трудящихся от серьезных внутренних трудностей и нерешенных проблем. М распространяет клевету о реставрации капитализма в социалистических странах, отрицает существование мировой социалистической системы.

  М стремится сохранить очаги международной напряженности, сорвать усилия социалистических стран и всех миролюбивых сил по их ликвидации, блокировать борьбу народов мира за расширение сферы разрядки и распространение ее на все континенты, утверждение принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

  Генеральной линии международного коммунистического движения по коренным вопросам мирового развития М противопоставляет свои авантюристические позиции. Маоисты исходят из неизбежности мировой войны, рассматривая ее как средство "оздоровления человечества", как источник мировой революции.

  Для подкрепления своих гегемонистских притязаний на лидерство в "третьем мире" маоисты пытаются доказать, что центр революционного движения переместился в зону национально-освободительного движения, так как якобы социалистические страны "переродились", а рабочий класс развитых капиталистических стран "обуржуазился" и утратил революционность.

  Свидетельством полного разрыва маоистов с пролетарским классовым подходом в области внешней политики и принципами социалистического интернационализма является проповедуемая ими теория "борьбы против гегемонии двух сверхдержав".

  На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 большинство делегаций охарактеризовало М как опасное антимарксистское течение, которое своими подрывными действиями и политикой антисоветизма объективно играет роль пособника империализма и антикоммунизма.

  М создает серьезные преграды строительству социализма, ведет к его деформации и ставит под угрозу социалистические завоевания китайских трудящихся, препятствует решению коренных социально-экономических проблем, порождает одну за другой кризисные ситуации в стране, дискредитирует научный социализм.

  М стремится расколоть мировое коммунистическое движение, антиимпериалистический фронт народов. Для этих целей используются и возникшие в некоторых странах группки приверженцев М Однако практически эти группки находятся в изоляции от революционного рабочего движения и чаще всего распадаются.

  Как антинаучное, противоречащее закономерностям общественного развития течение, М бесперспективен.

  Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М, 1971; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М, 1969; Видаль Ж.-Э., Куда ведет Китай группа Мао Цзэ-дуна, перевод с французского, М, 1967; Владимиров О. Е., Рязанцев В. И., Страницы политической биографии Мао Цзэ-дуна, 2 изд., М, 1973; Опасный курс. Сборник, в. 1—4, М, 1969—73; Алтайский М, Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна, М, 1969; М глазами коммунистов. (Сборник статей), М, 1969: М без маски. Сборник статей, М, 1970; Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна, М, 1970; Румянцев А. М, Истоки и эволюция "идей Мао Цзэ-дуна". (Об антимарксистской сущности маоизма), М, 1972; Критика теоретических основ маоизма, М, 1973.

  М Л. Алтайский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 15:36:13