Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Манхейм Карл

Манхейм (далее М) (Mannheim) Карл (27.3.1893, Будапешт, — 9.1.1947, Лондон), немецкий социолог. Профессор Франкфуртского университета (1930). В 1933 эмигрировал в Великобританию; доцент (1933) и профессор (1945) Лондонского университета (Высшей школы экономических наук).

  М. пытался создать последовательную концепцию, объясняющую природу социального знания и специфику отражения социальной действительности; заимствовал у К. Маркса положения о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, однако интерпретировал их вульгарно-идеалистически. Он полагал, что взгляды различных социальных групп продиктованы лишь их экономической заинтересованностью и прочими эгоистическими соображениями. Отвергая какой-либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений, М. пришел к позиции исторического релятивизма. Называя свою точку зрения "реляционизмом", М. изображал историю обществ, мысли как столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является "частичной идеологией", то есть заведомо искаженным отражением социальной действительности, а все в совокупности — "тотальной (общей) идеологией". Согласно М., любая идеология представляет собой апологию существующего строя, взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво, которым противостоит столь же необъективная и пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных слоев населения. В случае прихода последних к власти утопия, по М., автоматически превращается в идеологию, и так далее. В конечном итоге концепция М. подменяет подлинно классовое сознание партикулярными интересами профессиональных слоев, поколений и т. п., среди которых он выделяет творческую интеллигенцию, как якобы стоящую вне классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества, причем лишь потенциально. Именно с интеллигенцией М. связывал надежды на сохранение буржуазной демократии в условиях так называемого "массового общества", подверженного социальной демагогии и опасности установления тоталитарной, фашистской диктатуры. Считая неизбежными социальную стратификацию и существование так называемой "демократической элиты", М. особое внимание в этой связи уделял проблемам подготовки личности (воспитание и образование) к исполнению предназначенной ей социальной роли и интеграции в буржуазно-демократической системе управления обществом. Старый экономический либерализм, по М., исчерпал свои возможности, и поэтому он призывал к расширению вмешательства буржуазного государства в экономику и другие сферы общественной деятельности. Взгляды М. оказали серьезное влияние на буржуазную социологию, в частности служили обоснованием концепции "деидеологизации" общественных наук.

  Соч.: Ideologic und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist, L., 1943; Essays on sociology and social psychology, L., 1953; Essays on the sociology of knowledge, . ., 1952; Freedom, power and democratic planning, . ., 1950; Essays of the sociology of culture, L., 1956; Systematic sociology, L., 1959; Man and society in an age of reconstruction, . ., 1967.

  Лит.: Шафф А., "Социология знания" Мангейма и проблема объективной истины, "Вопросы философии", 1956, № 4; Григорьян Р. Г., Критика "социологии знания" Карла Мангейма, в сборнике: Проблемы познания социальных явлений, М., 1968; Москвичев Л. Н., Теория "деидеологизации": иллюзии и действительность, М., 1971; MiIIs С. ., Power, politics and people. The collected essays, . ., 1963; Merton R. ., Social theory and social structure, . .,1968; Friedrichs R. ., A sociology of sociology, . ., 1970.

  Э. А. Араб-оглы.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 06.11.2024 18:57:57