|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Эпикур | Эпикур (далее Э) (Epíkuros) (342—341 до н. э., о. Самос, — 271—270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу ("Сад" Э — см. Эеизм). Из большого наследия Э (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.
Философия Э разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы, Э объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни — в достижении удовольствий. Удовольствие, по Э, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке — это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни — невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.
В физике Э, следуя учению Демокрита, внес в него, однако, существенные изменения: вихревое движение заменяется у Э падением, вводится понятие "веса" Особенно примечательно учение Э о произвольном отклонении от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (т. е. и человека).
В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока (см. Судьба) Э. доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений.
Источником знания Э признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины — соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечений.
Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Э считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами ("метакосмии", или "интермундии") и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.
Философия Э явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительного влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.
Соч.: Epicurea, cd. Н. Usener, Lipsiae, 1887; Opere, Torino, 1973.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17—98, 99—215; Гюйо М., Мораль Эа и ее связь с современными учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899; Шакир-Заде А. С., Э, М., 1963; Bailey С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928; Hadsits G. D., Lucretius and his influence, L., 1935; Epikurus (Epikur). Von der Überwindung der Furcht, eingel. und übertr, v. О. Gigon, Z., 1949; De Witt . ., Epicurus and his philosophy, Minneapolis, 1954; Hicks R. D., Stoic and Epicurean, . ., 1962.
А. Л. Доброхотов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 08.12.2024 05:59:55
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|