|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Аграрные реформы | Аграрные реформы (далее А) преобразования системы землевладения и землепользования. В ряде стран Западной Европы А были проведены в период буржуазных революций 17—19 вв. Они нанесли серьезный удар по феодальным отношениям, в некоторых странах (Англия, феодальные пережитки были полностью ликвидированы и тем самым был расчищен путь капиталистическому развитию сельского хозяйства. Но в ряде стран эти революции не полностью ликвидировали феодальные пережитки, что вызывало необходимость проведения А в процессе капиталистического развития. Во многих странах Восточной и Центральной Европы они осуществлялись "сверху", в интересах господствующих классов, например реформа в 1807—11 в Пруссии, Крестьянская реформа 1861 и Столыпинская аграрная реформа (1906—16) в России, реформа 1864 в Румынии.
Необходимость проведения А диктуется потребностями экономического и политического развития страны, мощным крестьянским движением за землю. Степень радикальности их определяется совокупностью социально-экономических условий в той или иной стране, соотношением классовых сил, характером государственной власти.
В. И. Ленин подчеркивал непосредственную связь аграрной революции с борьбой за политическую власть: "Аграрная революция есть пустая фраза, если ее победа не предполагает завоевания власти революционным народом. Без этого последнего условия это будет не аграрная революция, а крестьянский бунт или кадетские аграрные реформы" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 366).
А, проведенные в царской России под натиском революционных выступлений крестьян, а после 1-й мировой войны — в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (в Румынии — в 1919—21, в Чехословакии — в 1919, в Югославии — в 1919, в Венгрии — в 1922—24 после падения Советской республики, в Польше — в 1920, в Болгарии — в 1921), носили половинчатый характер и не привели к существенным изменениям в аграрном строе этих государств. Они лишь несколько ограничили помещичье землевладение, а отчужденная за высокий выкуп земля сосредоточивалась в кулацких хозяйствах. Основная масса крестьян не могла приобрести землю из-за высоких цен на нее.
Столыпинская аграрная реформа в России способствовала развитию земледельческого капитализма (см. Аграрный вопрос). Принятые в этот период законодательные акты были направлены на ликвидацию общинного крестьянского землевладения и укрепление кулацких хозяйств в качестве социальной опоры самодержавия при сохранении помещичьих латифундий. Великая Октябрьская социалистическая революция в России наиболее полно и последовательно разрешила аграрный вопрос. Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917, была ликвидирована без всякого выкупа помещичья собственность на землю, земля провозглашена всенародным достоянием. Система землепользования была установлена декретом ВЦИК от 9 февраля 1918 "О социализации земли".
Победа народно-демократических революций в ряде стран Европы и Азии после 2-й мировой войны явилась важнейшей предпосылкой осуществления аграрных преобразований в интересах трудящихся крестьян. А в социалистических странах осуществлены в период народно-демократических революций и имели значение аграрной революции. Они отвечали коренным интересам трудящихся крестьян и заложили прочную экономическую основу союза рабочего класса и крестьянства. Определяющим условием решения аграрного вопроса в странах, составляющих ныне мировую систему социализма, было установление власти народа во главе с рабочим классом.
Подавляющее большинство зарубежных социалистических стран в Восточной Европе были в прошлом аграрными или аграрно-индустриальными с преобладанием крестьянского населения. Вопрос о том, за кем пойдет крестьянство, по существу решал судьбы революционного движения. В Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Восточной господствовала крупная земельная собственность феодального и буржуазно-помещичьего типа. Лишь в Болгарии аграрные отношения характеризовались преобладанием крестьянского землевладения. На Кубе и в странах Азии — Корее, ДРВ, был высок удельный вес колониальной земельной собственности. В последних двух странах господствовующий уклад составляло феодально-помещичье землевладение. В КНР основная часть земли находилась в руках феодальных помещиков и крестьянской верхушки, также широко использовавшей феодальные и торгово-ростовщические методы эксплуатации крестьянства.
А в зарубежных социалистических странах осуществлялись разными методами, проводились в различные сроки, что определялось объективными условиями — социально-экономическими и историческими особенностями каждой страны. Основным содержанием их было уничтожение крупного помещичьего землевладения и передача помещичьей земли тем, кто ее обрабатывает. А привели к принципиальному изменению классовой и социально-экономической структуры деревни. Было ликвидировано помещичье землевладение и тем самым уничтожены экономические условия существования помещиков как класса. Увеличилась доля середняцких хозяйств, возрос размер среднего земельного надела бедняцких и маломощных хозяйств. В то же время А не затрагивали основной массы кулацких хозяйств. В Китае своеобразие методов проведения А заключалось в том, что классовая принадлежность (помещики, кулаки, середняки, бедняки) определялась не только размерами землевладения, но непосредственно в ходе реформы — решением общего собрания жителей каждой деревни. В Венгрии до 2-й мировой войны крестьянским хозяйствам размером до 20 хольдов (1 хольд = 0,57 га), составлявшим 94,4% всех хозяйств, принадлежало 40,5% пахотной земли. В 1947 после проведения А (декрет в марте 1945) при незначительном увеличении их доли в общем числе хозяйств — до 95,9% им принадлежало уже 70,7% всей пахотной площади страны. В результате проведения А в Польше (декрет в сентябре 1944, на воссоединенных землях — в сентябре 1946) основной фигурой в деревне стал середняк. В 1931 крестьянские хозяйства с земельными участками от 5 до 10 га составляли 18,9% от общего числа хозяйств, а в 1950 — 26,8%. В Чехословакии (законодательные акты от июня 1945, июня 1947, марта 1948) выросло число хозяйств с земельным наделом от 5 до 20 га и сократилось число хозяйств с наделом до 5 га.
Осуществление А в КНР (декрет в июне 1950) улучшило экономическое положение примерно 300 млн. крестьян (60—70% сельского населения страны). В странах Европы конфискации в первую очередь подлежали земли (независимо от размеров земельной собственности) с постройками, оборудованием, живым и мертвым инвентарем, принадлежавшие немецким подданным, военным преступникам, врагам народа, лицам, сотрудничавшим с немецко-фашистскими оккупантами, и пр. В социалистических странах Азии (ДРВ, КНДР) первоочередной мерой в проведении А была конфискация земельной собственности, принадлежавшей французским и японским колонизаторам. Другую категорию землевладения, подлежащую отчуждению (в некоторых странах за выкуп), представляли хозяйства, превышающие установленный законом об А земельный максимум. Он составлял: в Болгарии 20 га для всей страны и 30 га для Южной Добруджи; в Венгрии 57 га, в ГДР и Польше 100 га, в Румынии и Чехословакии 50 га; в Югославии 25—35 га (с 1953 — 10 га), на Кубе 67 га (13,5 кабальерий).
А в социалистических странах (кроме МНР) не предусматривали национализации всей земли. В собственность государства, как правило, переходила незначительная часть обрабатываемой земли, на которой организовывались сельские хозяйства и фермы; преобладающая часть лесов, недра, воды, а также земли, на которых расположены промышленные и другие предприятия, города и различные населенные пункты, транспортные магистрали и т. д. Лишь на Кубе в результате проведенной А государственный сектор охватывает примерно 70% обрабатываемой площади страны.
Подавляющая часть сельскохозяйственной земли в большинстве социалистических стран поступала в фонд раздела между крестьянами и передавалась им на правах частной собственности, т. к. в этих странах значительно дальше, чем в России, зашло развитие частной крестьянской земельная собственности, что определяло и степень привязанности крестьян к земле. Это отразилось и на условиях наделения крестьян землей. В законах об А в большинстве социалистических стран предусматривалась выплата за полученную землю. Этот выкуп был незначителен по своим размерам (обычно он равнялся стоимости 1 или 2 урожаев с полученного участка земли). Подавляющая масса наделенных землей крестьян была освобождена от платы за землю. С крестьян также списывались различные формы долговой зависимости, и они получали земли, свободные от долгов и других финансовых обязательств прежних владельцев. Фактически наделение крестьян землей происходило безвозмездно. А предусматривали установление определенного минимума земельного надела, который был исходным при наделении крестьян землей. Например, в Болгарии средний тип частного трудового землевладельческого хозяйства был определен для всей страны в 5 га, для районов Южной Добруджи 8 га; в ГДР 5 га (при плохом качестве земли 10 га); в Польше 5 га, для садово-огородных хозяйств 2 га; в Венгрии 8,5 га и 1,7 га для садов и виноградников.
Осуществление А в социалистических странах происходило в обстановке ожесточенной классовой борьбы. Выступая за революционное решение аграрного вопроса, рабочий класс призывал крестьянство к решительному захвату и разделу помещичьих земель. Непосредственное участие, активность и самодеятельность крестьянских масс — характерная черта осуществления революционных А в социалистических странах. В развертывании аграрной революции рабочий класс опирался на беднейшие слои деревни. Середняк, как правило, был союзником рабочего класса. Кулацкие хозяйства (за исключением сотрудничавших с иностранными оккупантами) не подвергались экспроприации.
В результате перераспределения земельной собственности во всех социалистических странах возникли новые крестьянские хозяйства и определенная часть дворов увеличила свои земельные наделы. В Болгарии 128 тыс. безземельных и малоземельных крестьян получили 140 тыс. га земли; в Венгрии 1,9 млн. га пахотной земли было распределено между 642,3 тыс. сельскохозяйственных рабочих, безземельных и малоземельных крестьян; в Польше в руки батраков и бедняков перешло около 7,3 млн. га земли; в Чехословакии свыше 1700 тыс. га земель поступило в распределение между 400 тыс. безземельных крестьянских семей; в Румынии крестьяне получили 1600 тыс. га земли, было создано 400 тыс. новых хозяйств, а свыше 500 тыс. хозяйств увеличило свои земельные наделы; в Югославии 316,4 тыс. крестьянских семей получили землю; в КНР среди беднейших слоев деревни было распределено около 47 млн. га земли; в КНДР свыше 1 млн. чонбо (1 чонбо = 0,992 га) пахотных земель получили 17 тыс. батрацких, 443 тыс. безземельных, 270,5 тыс. малоземельных и 4 тыс. других хозяйств. Вновь созданные и бедняцкие хозяйства, кроме земли, получили сельскохозяйственный инвентарь и рабочий скот, которые подлежали конфискации у помещиков вместе с землей. В период проведения А и в последующее время в социалистических странах проводились и другие мероприятия в защиту интересов трудящихся крестьян (в области кредитной и налоговой политики, ценообразования и т. д.) и поощрялось кооперативное движение в деревне. Преобразование отношений земельной собственности на основе А, будучи по своей сущности преобразованием общедемократического характера, открыло путь для дальнейшего прогрессивного развития этих стран по пути к социализму. Следующим шагом в революционном решении аграрного вопроса было строительство социалистических производственных отношений в деревне на основе создания государственных земледельческих хозяйств и производственного кооперирования крестьянства. См. Социалистическое преобразование сельского хозяйства.
А в развитых капиталистических странах. После 2-й мировой войны А были проведены в ряде экономически развитых капиталистических стран и в большинстве стран, добившихся национальной независимости. Особенно велико значение А в развивающихся странах, где они неразрывно связаны с национально-освободительным движением. А являются необходимым условием преодоления экономической отсталости и обеспечения их политической и экономической независимости.
Наиболее радикальный характер имела А в послевоенные годы в Японии, где помещичий класс занимал важное место в социально-политической структуре общества; ему принадлежали командные посты в армии. Военно-политическое поражение японского милитаризма во время 2-й мировой войны в значительной степени предопределило и радикальный характер А Этому способствовал мощный подъем крестьянского движения за землю, политическую зрелость и боеспособность рабочего класса и других прогрессивных сил. Необходимость проведения А диктовалась отсталостью сельского хозяйства, стремлением монополистического капитала расширить внутренний рынок. Американские империалисты, оккупировавшие страну, рассматривали реформу как средство укрепления капиталистического режима. Закон об А был принят в 1946. В основном она была завершена в марте 1949. Осуществлялась на основе выкупа земли у помещиков с последующей продажей ее малоземельным крестьянам (предоставлялась рассрочка на 30 лет из расчета 3,2% годовых). А предусматривала полную ликвидацию системы помещичьего землевладения. Ликвидировав феодальные отношения в деревне, А расчистила путь развитию капитализма в сельском хозяйстве, где происходит процесс концентрации производства и земельной собственности на капиталистической основе. А не избавила японское крестьянство от разорения и усиливающегося гнета капиталистических монополий.
В Италии в 1950 были приняты законы об А (1-й — "Закон — сила" в мае и 2-й —"Закон — отрывок" в октябре). В декабре принят закон об А в Сицилии. Для проведения этих законов были созданы комитеты, на юге страны — государственно-монополистическая организация "Касса Юга". А осуществлялась на основе выкупа (правительство выплачивало помещикам стоимость отчуждаемых у них земель и перепродавало их крестьянам в рассрочку на 30 лет). Она нанесла серьезный удар по латифундистской крупной земельной собственности, но сохранила крупную капиталистическую земельную собственность. За 1950—62 всего 113 тыс. крестьянских семей получили около 1200 тыс. га земли. Проблема наделения итальянских крестьян землей, однако, не была решена полностью. А проводилась в основном в интересах государственно-монополистического и крупного аграрного капитала.
После 2-й мировой войны в некоторых странах Западной Европы предпринимались попытки ограничения крупного землевладения в пользу крестьянства. В Западной (ФРГ) А, предусмотренная Потсдамскими соглашениями, была практически сорвана. Правящие круги ФРГ проводят А, направленную на сокращение числа мелких фермерских хозяйств с последующим переходом их земли к крупным аграриям.
На осуществление А были вынуждены пойти и правящие круги Греции. Закон об А был издан в 1952. Но она имела ограниченный характер. Экспроприации на основе выкупа подлежали владения размером пашни более 50 га.
В других странах Западной Европы, в США А не проводились. Но правящие круги Испании, Швеции, Голландии, Дании и других европейских капиталистических стран проводят отдельные мероприятия, направленные главным образом на "модернизацию аграрной структуры", путем концентрации землевладения, создания рентабельных хозяйств. Поскольку в странах Западной Европы феодальные пережитки занимают в целом незначительное место в аграрной структуре, цель этих мероприятий — ускорение, развития земледельческого капитализма за счет крестьянского, мелкотоварного сектора.
А в развивающихся странах. К моменту завоевания независимости в этих странах имелись 3 основные формы собственности в сельском хозяйстве, сохранение которых препятствовало развитию земледельческого капитализма: 1) феодальные отношения; 2) патриархально-родовые отношения; 3) колониальная земельная собственность (государства, плантаторов, фермеров-капиталистов). Эти уклады играли различную роль в экономике разных стран. Феодальные и полуфеодальные отношения получили наибольшее распространение в Азии и Латинской Америке, а патриархально-родовые отношения характерны для стран Тропической Африки. Различное соотношение этих форм хозяйства в аграрной структуре отдельных стран влияет на формы и методы проведения А Но, несмотря на некоторые различия, они преследуют в конечном счете одну и ту же цель — расчистить путь для создания буржуазного строя в сельском хозяйстве.
Под нажимом крестьянского движения за землю, постоянного социального и политического брожения, правящие круги ряда стран Латинской Америки (Мексики, Венесуэлы, Гватемалы, Боливии, Колумбии) вынуждены были пойти на проведение А Все они носят буржуазно-помещичий характер, направленный на ослабление тяжелых последствий латифундизма и смягчение острых социальных противоречий в деревне. Стали осуществляться в 50—60-е гг., за исключением Мексики, где А имеет длительную историю.
Закон об А в Мексике был издан в 1915, когда в стране сложилась революционная ситуация. По этому закону латифундии ликвидировались, а их земля подлежала распределению между безземельными и малоземельными крестьянами. Экспроприированная у помещиков земля передавалась крестьянским общинам (эхидос). Постепенно А проводилась все больше в интересах крупных земельных собственников. Уже декретом 1921 предусматривалось увеличение размеров землевладений. А осуществлялась медленно, поэтапно. Наиболее результативным был период 1935—40, когда число крупных хозяйств размером в 1 тыс. га и более сократилось с 15,5 тыс. до 9,7 тыс., а их земельная площадь с 108,9 млн. га до 79,9 млн. га. А не ликвидировала крупное землевладение. Позиции его по-прежнему сильны. Крупные земельные собственники (размер владений более 1 тыс. га) концентрируют в своих руках примерно 75% всей земли.
В Боливии декрет об А издан в августе 1953, осуществление началось в 1955. А имела цель ликвидировать латифундии и наиболее отсталые формы в сфере арендных отношений (отработки и т. п.). К июлю 1964 среди 158 тыс. крестьянских семей было распределено (на основе выкупа) 5,6 млн. га земли. В руках помещиков осталась большая и лучшая часть земель (28,5 млн. га).
В Колумбии закон об А был принят в декабре 1961. Осуществляется в условиях свободного захвата земли крестьянами, виоленсии (произвола). Правящие классы — латифундисты и национальная буржуазия вынуждены признать право крестьян владеть занятыми ими землями.
В Гватемале закон об А был принят в июне 1952 в условиях подъема национально-освободительного и демократического движения и носил относительно радикальный характер. Военная интервенция США (июнь 1954) и последовавший за ней государственный переворот прервали проведение этой А и вызвали "контрреформу" (аграрный декрет в феврале 1956).
А в Чили и некоторых других странах Латинской Америки (50—60-е гг.) закрепляли "колонизацию" земель, т. е. распределение среди безземельных и малоземельных крестьян пустующих и необрабатываемых земель государственного фонда, т. н. ничейных земель. Это по преимуществу худшие земли.
В Венесуэле закон об А был принят в марте 1960 и имел сравнительно демократический характер. В нем предусматривалось наделение крестьян землей без компенсации, запрещение феодальных форм аренды. Реакционым силам удалось направить его также по пути колонизации земель, а не на ликвидацию латифундистской крупной земельной собственности. Крупные землевладельцы добились высоких компенсационных платежей за отчужденные у них малоплодородные земли. А в странах Латинской Америки лишь несколько ограничили феодальные пережитки и не устранили высокой степени концентрации земли в руках латифундистов.
А в развивающихся странах Азии и Северной Африки имели относительно более радикальный характер. В этих странах, за исключением Турции и Филиппин, произошло значительное ограничение феодально-помещичьего землевладения. В результате перераспределения земли мелкотоварный уклад, базирующийся на крестьянской собственности, занял основное место в аграрной структуре. Феодальные и патриархально-родовые отношения уже не занимают в этих странах господствующего положения. В тех странах Востока, где А по существу не проводились (кроме частичных мероприятий), докапиталистические и переходные отношения по-прежнему преобладают в аграрной структуре (Ливия, Саудовская Аравия, Йемен, Афганистан, Непал, Лаос, Камбоджа, "внешние провинции" Индонезии, автономные государства Бирмы). В Марокко, на Цейлоне и в Малайзии, где не было проведено изменение системы землевладения, сложился сектор крупного капиталистического земледелия (плантации иностранного и национального капитала), играющий ведущую роль в сельском хозяйстве этих стран. Сходный характер имеет и многоукладная аграрная экономика Судана и Ливана. Несмотря на различия, обусловленные экономическими и социально-политическими факторами, А во всех этих странах направлены на постепенное превращение феодального аграрного строя в буржуазный. Их сущность заключается в медленной трансформации полуфеодальных помещиков и крестьянской верхушки в капиталистических предпринимателей в сельском хозяйстве при постепенной пролетаризации большинства крестьянства. Особенность этого типа аграрной эволюции в развивающихся странах Азии и Северной Африки заключается в том, что при сохранении помещиков как класса, большая часть бывшей помещичьей земли отчуждается обычно за выкуп, а масса бывших феодально-зависимых арендаторов превращается в мелких земельных собственников. Происходит формирование мелкотоварного уклада, что составляет исходный пункт изменений, происходящих в деревне стран Востока.
В результате проведенных А феодальная аренда перестала быть главной формой крестьянского землепользования в большинстве стран Востока. Окрепли буржуазные элементы в сельском хозяйстве этих стран.
В ОАР А имеют демократический характер, 1-й закон об А был принят в 1952, 2-й закон — в 1961. В том же году был издан декрет о ликвидации иностранного землевладения. В марте 1964 принят новый закон о безвозмездной экспроприации помещичьих земель и сокращении на 3/4 выкупных платежей за землю, розданную крестьянам на основе закона об А 1952 и об освобождении крестьян от уплаты процентов. Аграрная политика правительства ОАР направлена на полную ликвидацию феодального землевладения. Большое внимание уделяется кооперированию крестьянства.
В Индии законы об А были изданы в 1950—51. Осуществление их относится к 1952—61 (в 1952—58 — A. р. в области землепользования и аренды, в 1959—61 — по ограничению помещичье-феодального землевладения путем установления "максимальных размеров" отдельных владений). Наиболее важной частью А в Индии явилось законодательство по ликвидации системы заминдари, предоставлявшей особые права помещикам-заминдарам. В результате А, земли, принадлежавшие заминдарам и отданные ими в аренду, перешли государству за выкуп. Материальный ущерб был нанесен при этом лишь верхушке заминдаров. Еще более ограниченный характер имела А в области арендных отношений. Т. о., А в Индии также не разрешила аграрного вопроса, нанесла удар только крупным заминдарам, а мелкие и средние укрепили свои позиции. Она упрочила капиталистический сектор в сельском хозяйстве.
В Пакистане А была проведена раздельно в Восточном и Западном Пакистане. В Восточном Пакистане (1950—58) закон 1950 установил максимум земельных владений (не более 100 бигхов земли на одну семью, или 13,5 га). За отчуждаемые земли была назначена огромная компенсация. В апреле 1956 правительство вынуждено было принять дополнительно постановление об ускорении сроков проведения А В Западном Пакистане закон об А был принят в январе 1959. Земля отчуждалась на основе выкупа. А затронула только верхушку помещичьего класса — крупных абсентеистов.
На Филиппинах 1-й закон об А издан в сентябре 1955. У помещиков выкупались "излишки" земли сверх установленного максимума (300 га — для индивидуальных владений и 600 га — для корпораций). В августе 1963 правительство издало более радикальный закон об А Осуществление его рассчитано на 30—40 лет. Максимум землевладения значительно снижен (до 75 га). Предусмотрено наделение землей около 1 млн. крестьян. Выкуп земли будет осуществляться поэтапно.
Закону об А в Индонезии предшествовал ряд законов, направленных на увеличение сельскохозяйственного производства в стране и решение земельной проблемы путем переселения семей из густонаселенных районов (о. Ява) в малонаселенные. В сентябре 1960 принят "Основной аграрный закон", который признавал 2 формы земельной собственности: государственную и частную. Право частной собственности было объявлено основным институтом земельного права. Специальным постановлением в 1960 был ликвидирован заклад (залог) земли (по истечении 7-го срока залога земли она возвращается земледельцу без выкупа). В январе 1961 были определены размеры землевладений (15 га поливных рисовых полей и 20 га неорошаемых земель). Намечалось закончить проведение А к 1966. После государственного переворота 30 сентября 1965 ее осуществление приостановлено.
В Бирме в 1948 был издан закон о национализации земли и создании мелкой крестьянской собственности. Но он имел чисто номинальный характер. Земли помещиков подлежали отчуждению за выкуп. Был установлен максимум земельного владения. Закон 1953 предусматривал свертывание А Количество земли, подлежащее отчуждению, было уменьшено с 10 млн. до 6,2 млн. акров (1 акр = 0,4 га). В марте 1962 начался новый этап аграрных преобразований, предопределенный вступлением страны на некапиталистический путь развития. В марте 1963 в интересах трудящихся арендаторов изданы "Закон о защите прав крестьян-арендаторов" и "Об аренде земли". Важное значение имел декрет от 5 апреля 1965, отменивший арендную плату за землю и нанесший серьезный удар по феодальной собственности на землю. В руки арендаторов практически перешло 2,8 млн. га земли. Большое внимание уделяется кооперированию сельского хозяйства, механизации, ирригации, демократизации сельскохозяйственного кредитования.
В принятом Международным совещанием коммунистических и рабочих партий (июнь 1969) документе "Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил" подчеркивается большое значение А в развивающихся странах.
"В большинстве независимых государств Азии и Африки центральными проблемами общественного развития, наряду с задачей упрочения и защиты политической независимости, суверенитета, стали преодоление экономической отсталости, создание независимой национальной экономики, включая собственную промышленност", повышение жизненного уровня народа. Решение этих проблем предполагает глубокие социально-экономические преобразования, проведение демократических аграрных реформ в интересах трудового крестьянства и при его участии, уничтожение отживших феодальных и дофеодальных отношений, ликвидацию засилья иностранных монополий, радикальную демократизацию общественной и политической жизни, государственного аппарата, возрождение национальной культуры и развитие ее прогрессивных традиций, укрепление революционных партий и создание таких партий там, где их нет. Актуальные проблемы общественного развития этих государств ныне являются объектом не только острой борьбы между их народами и неоколонизаторами, но и внутренних социальных столкновений. Важное значение для независимых государств Азии и Африки имеет установление отношений дружбы и действенного сотрудничества со странами социализма" (Международное совещание коммунистических и рабочих партий, 1969, с. 312).
Лит.: А в развивающихся странах и странах высокоразвитого капитализма, М., 1965; Основные законодательные акты по аграрным преобразованиям в зарубежных социалистических странах, в. 1—5, М., 1957—60; Петрушов А., Социалистическое строительство в сельском хозяйстве европейских стран народной демократии, М., 1951 (раздел об аграрных реформах); Недорезов А. И., Аграрные преобразования в народно-демократической Чехословакии, М., 1954; Котов Г. Г., Аграрные отношения и земельная реформа в М., 1956; Социально-экономические последствия аграрных реформ и социальная структура деревни в развивающихся странах Азии и Северной Африки, М., 1966; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5—17 июня 1969 г., М., 1969.
Б. П. Кузнецов, В. Н. Стародубровская. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 14.11.2024 07:23:28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|