Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шелер Макс

Шелер (далее Ш) (Scheler) Макс (22. 8. 1874, Мюнхен, 19. 5. 1928, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист, один из основоположников аксиологии (см. Ценностей теория), социологии познания и философской антропологии как самостоятельных дисциплин. Профессор в Кельне (1919—28). Испытал значительное влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля, с сер. 1910-х гг. обратился к католической религиозной философии ("О вечном в человеке", 1921, и др.), в дальнейшем эволюционировал к персоналистической метафизике пантеистического типа.

  Для Ш. характерно острое ощущение кризиса европейской культуры, источник которого он видел в торжестве буржуазного духа с его культом выгоды и расчета. Отвергая социализм, который он рассматривал как "конденсированную форму" того же утилитаризма буржуазного духа, Ш. в своей этической системе возлагал надежды на "третий путь" — пробуждение чувства ценности в сознании индивида. Ставя задачей преодолеть с помощью феноменологического метода абстрактность и формализм кантовской этики, Ш. попытался построить иерархию объективных ценностей ("Формализм в этике и материальная этика ценностей", т. 1—2, 1913—16) и ввел различие между абсолютными ценностями и "эмпирическими переменными": относительны, по Ш., не ценности как таковые, а исторические формы их существования. Опираясь на Августина и Паскаля, Ш. противопоставил логике интеллекта логику чувства, истолковывавшегося им как интенциональный (см. Интенция) акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, согласно Ш., — это акт восхождения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта; специфика любви в том, что она может быть направлена лишь на личность как носителя ценности, но не на ценность как таковую ("Сущность и формы симпатии", 1923). В работах по социологии познания ("Формы знания и общество", 1926) Ш. рассматривал многообразие социальных норм и оценок как следствие многообразия исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных "жизненных", "духовных" и религиозных ценностей. Характерный для Ш. дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в его незавершенной работе по философской антропологии ("О месте человека в космосе", 1928), где могущественный, но слепой жизненный "порыв" и всепостигающий, но бессильный дух выступают как основные принципы человеческого бытия. Ш. оказал большое влияние на последующее развитие идеалистической философии, став своего рода связующим звеном между философией жизни и экзистенциализмом.

 

  Соч: Gesammelte Werke, 5 Aufl., Bd 1—13, Bern, 1954—66; Gesammelte Werke, Bd 1 — ühe Schriften, hrsg. v. M. Scheler und M. . Frings, Bern—Münch., 1971.

  Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 499—500; Dupuy M., philosophie de M. Scheler, v. 1—2, ., 1959; M. Scheler. Bibliographie, hrsg. v. . Hartmann, Stuttg.— Bad Cannstatt, 1963; Frings M. ., M. Scheler, Pittsburgh, 1965.

  Д. Н. Ляликов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 05.12.2024 01:15:54