Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Художественное конструирование

Художественное конструирование (далее Х) творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путем приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Х (часто отождествляемое с дизайном) неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведется в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учету требований потребителя и повышению эффективности производства. В условиях социализма Х содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

  Х осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.

  Х опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод Х складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономический и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведется функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для Х характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном счете эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода Х является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом Х являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод Х включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование ее структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т.п.

  Возникновение Х относится к началу 20 в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой "... полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера..." (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине 19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековых ремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскоре стала очевидной.

  Основы западно-европейского Х закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса ( Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рело ( в деятельности Немецкого Веркбунда и "Баухауза". В 1930—40-е гг. центр Х перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно В форме т. н. коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы Х, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагами теоретической мысли в области Х становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования. В ряде стран (Великобритания, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Х, — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

  Для практики Х капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования Х для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения Х в 1960—70-х гг. стало создание т. п. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями.

  В СССР предшественниками Х явились деятели искусства (создавшие, например, центры художественного ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

  После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному Х стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоенные годы Х развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по Х было созданное в 1946 Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пассжирских судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т.п.

  Развитие сов. Х интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР "Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования" (1962) и "Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве" (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960—1970-х гг. — большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Х, его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности. С 1964 издается ежемесячный информационный бюллетень "Техническая эстетика", освещающий вопросы теории, методики и практики Х, выпускаются "Труды" ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведется пропаганда Х, организуются выставки достижений сов. и зарубежного Х, осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ — член Международного совета организаций по Х (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведен международный конгресс по дизайну и Х

  Одна из основных тенденций развития современного сов. Х — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В Х осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

  В др. социалистических странах Х также находит широкое применение, оно используется в решении важных народно-хозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленной продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры Х, научно-исследовательские организации, государственные координирующие органы.

  Лит.: Краткая методика художественного конструирования, М., 1966; Х в СССР. 1966—1967, М., 1969; Основы методики художественного конструирования, М., 1970; Дижур А. Л., Х в социалистических странах, М., 1971; Х в СССР. 1968—1969, М., 1971; Соловьев Ю Б., Х в США, "США", 1972, № 8: Х в СССР. 1970—1973, М., 1975; Dreyfuss Н., Designing for people, . ., 1967; Ashford ., The aesthetics of engineering design, L., 1969; Kelm М., Produktiongestaltung im Sozialismus, ., 1971; Dorfless G., Jntroduzione al disegno industriale, Torino, 1972; Archer L. ., Design awareness and planned creativity in industry, Ottawa — L., 1974; Papanek ., Design for the real world, St. Albans, 1974.

  Ю. Б. Соловьев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 16:03:46