Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Христос

Христос (далее Х) (греч. Christós, буквально — помазанник), Иисус Х, в христианском церковном учении основатель христианства. Согласно евангельской мифологии Х родился от "святого духа" в Вифлееме у Марии, жены Иосифа; младенцем его увезли в Египет, чтобы спасти от Ирода ; вернулся в Палестину и был крещен Иоанном Крестителем. Х собрал вокруг себя 12 учеников-апостолов (Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Иуда и др.) и ходил с ними по Палестине, проповедуя свое учение и творя чудеса. В Иерусалиме Иуда предал Х за 30 сребреников. На пасхальной неделе Х был осужден римским наместником Понтием Пилатом на смертную казнь вместе с двумя разбойниками, распят на кресте и затем похоронен, но "по прошествии субботы" воскрес. Дошла до нас и "антилегенда" о Х (передана римским писателем 2 в. Цельсом, в Талмуде и др.), согласно которой Х был сыном Марии и римского солдата Пантеры (Пандиры) и за чародейство был забит камнями. Христианское богословие 2—4 вв. развило намеченную в Новом завете идею о Х как сыне божьем; он стал рассматриваться как второе лицо Троицы. Ортодоксальное христианство приняло концепцию Х — богочеловека, в котором были соединены человеческая и божественная природы.

  Вопрос об историчности Х вызывает среди религиоведов острые споры. Существуют два основных направления: 1) мифологическое — признающее Х мифическим образом, созданным на основе тотемических верований или земледельческих культов, подобно культу Осириса, Таммуза и др. Иногда в мифе о Х видят вариант легенды о Будде или результат астрологических спекуляций. 2) Историческое — признающее Х исторической личностью. В пользу историчности Х приводятся аргументы: упоминания о нем у Иосифа Флавия и Тацита, наличие во 2 в. "антилегенды" о Х (в которой отрицается не существование Х, а лишь приписываемый ему ореол божественности), раннее происхождение евангелий (сохранились папирусные фрагменты евангелия от Иоанна, датируемые началом 2 в.). Согласно аргументам, выдвигаемым мифологическим направлением, мифичность Х главным образом доказывают: противоречия в новозаветном рассказе о Х, обилие приписанных ему чудес, ошибки в описании быта и природы Палестины, отсутствие сведений о Х у греко-римских авторов 1 в. н. э. (подлинность упоминаний о Х, имеющихся у Иосифа Флавия и Тацита, исследователи этого направления оспаривают); некоторые из историков этой школы утверждают, что евангелия создавались в конце 2 в., т. е. много позднее описываемой в них жизни Х, и образ Х сложился в них под влиянием Плутарха.

  Образ Х занимает важное место в средневековой литературе и искусстве. Х оставался в центре внимания художников Возрождения. В новое время в Х видели нравственный идеал (Л. Толстой), революционера-бунтаря (К. Каутский), героя-страдальца (Э. Ренан).

  Лит.: Древе А., Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, пер. с нем., М., 1930; Кушу П., Загадка Иисуса, пер. с франц., М., 1930; Кубланов М. М., Иисус Х — бог, человек, миф?, М., 1964; Каждан А., Историческое зерно предания об Иисусе, "Наука и религия", 1966, № 2; Крывелев И. А., Что знает история об Иисусе Христе?, М., 1969; его же, История религии, т. 1, М., 1975, с. 145—155.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 12:16:02