Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Федеративная Республика Германии

Федеративная Республика ФРГ (Bundesrepublik Deutschland).

  . Общие
(далее Ф) сведения

  ФРГ - государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем и Балтийским морем. В состав ФРГ входят острова Вост.-Фризские и Сев.-Фризские, а также Гельголанд и Дюне в Сев. море, о. Фемарн в Балтийском море. Площадь 248, 1 тыс. км2. Население 59,5 млн. чел. (1976). Столица - г. Бонн. ФРГ - федерация 10 земель (см. табл. 1).

  Табл. 1. - Административное и политическое деление

Земли

Площадь, тыс. км2

Население, тыс. чел. (1975)

Административно-политические центры

Шлезвиг-Гольштейн (Schleswig-Holstein)

15,7

2582

Киль (Kiel)

Гамбург (Hamburg)

0,8

1717

Гамбург (Hamburg)

Нижняя Саксония (Niedersachsen)

47,4

7239

Ганновер (Hannover)

Бремен (Bremen)

0,4

717

Бремен (Bremen)

Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein - Westfalen)

34,1

17130

Дюссельдорф (Düsseldorf)

Гессен (Hessen)

21,1

5550

Висбаден (Wiesbaden)

Рейнланд-Пфальц (Rheinland-Pfalz)

19,8

3666

Майнц (Mainz)

Баден-Вюртемберг (Baden-ürttemberg)

35,7

9153

Штутгарт (Stuttgart)

Бавария (Bayern)

70,5

10810

Мюнхен (München)

Саарская область (Saarland)

2,6

1096

Саарбрюккен (Saarbrücken)

  . Государственный строй

  ФРГ - федеративная республика в составе 10 земель, действующая конституция (Основной закон) принята в 1949. В 1949-76 из 146 статей 67 полностью или частично отменены, дополнены или изменены, 34 включены вновь. Важнейшие изменения коснулись расширения прав центральной власти, введения системы чрезвычайного законодательства и т.п. Глава государства - президент - избирается на 5 лет Федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Президент представляет страну в международных отношениях, заключает договоры с иностранными государствами, аккредитует и назначает послов, федеральных судей, осуществляет право помилования и т.д.

  Высший законодательный орган - двухпалатный парламент, состоит из бундестага и бундесрата. Бундестаг избирается на 4 года в составе 496 депутатов. Бундестаг принимает законы, избирает главу федерального правительства, участвует в выборах президента республики.

  Бундесрат осуществляет представительство земель. Он состоит из 41 депутата - членов правительств земель или других лиц, назначенных ими. Каждая земля имеет в бундесрате 3-5 мест в зависимости от численности ее населения. Бундесрат может затормозить принятие того или иного закона, т.к. в случае его несогласия с законопроектом, принятым бундестагом, созывается согласительный комитет; бундесрат может опротестовать законопроект в Федеральном конституционном суде.

  Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

  Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с федеральным канцлером - главной фигурой конституционного механизма

  ФРГ. правительство координирует и контролирует работу всех министерств (16 в 1975). Министерства возглавляются министрами, их помощники - статс-секретари. Парламентские статс-секретари проводят политику министра в парламенте (назначаются президентом из числа депутатов бундестага). Все земли имеют собственные конституции, выборные законодательные органы - однопалатные ландтаги (в Баварии - двухпалатный) и правительства во главе с премьер-министрами.

  Судебная система ФРГ состоит из судов общей подсудности, а также судов конституционных, административных, финансовых, трудовых, социальных, дисциплинарных. Особое место занимает Федеральный конституционный суд, наделенный правом толковать конституцию, разрешать споры между федерацией и землями, определять конституционность законов и т.д.

  . Природа

  Берега Северного моря и Балтийского моря преимущественно низкие, плоские, расчлененные бухтами и эстуариями. Вдоль побережья Северного моря протягивается полоса ваттов, внешней границей которых служат Восточно-Фризские и Северо-Фризские острова.

  Рельеф. Территория страны повышается с С. на Ю. Сев. часть ФРГ находится в пределах Северо-Германской низменности, где хорошо сохранились следы покровных оледенений (особенно четко выраженные на С.-В.) в виде моренных равнин, зандров, долин стока ледниковых вод и др. форм ледникового рельефа; на С.-В. - обширные холмисто-моренные возвышенности и многочисленные озера (пояс прибалтийских поозерий). Холмистые предгорья образуют переход к низким и средневысотным (600-1400 м) Среднегерм. горам и возвышенностям средней части страны, сформировавшимся в результате новейших поднятий денудированных герцинских сооружений (Рейнские Сланцевые горы, высотой до 880 м, Везерские горы, всхолмленная возвышенность и низкогорья Гессена, часть массива Гарц, высотой до 1142 м, горстовые массивы Шварцвальд, высотой до 1493 м, Оденвальд, Шпессарт, Хардт и др.). По границе с ЧССР поднимаются хребты Шумава (высотой до 1456 м) и Чешский Лес; к З. от них - среднегорные массивы - Баварский Лес, Фихтель и Швабо-Франконская куэстовая область с многочисленными проявлениями карста. Рельеф всей средней части страны отличается мозаичностью и дробностью. Выровненные поверхности на вершинах гор резко контрастируют с крутыми обрывистыми склонами. На Ю. страны, на месте Предальпийского краевого прогиба, расположено Баварское плато (высотой от 600 м на С. до 300 м на Ю.) с преобладанием ледниково-аккумулятивного рельефа. На крайнем Ю. ФРГ - передовые хребты Восточных Альп (высотой до 2963 м - гора Цугшпитце), с широким развитием ледниковых и карстовых форм рельефа.

  Л. Р.
  Геологическое строение и полезные ископаемые. Центральная и сев. части территории ФРГ сложены палеозойскими, главным образом варисскими, слабометаморфизованными образованиями (сланцы, известняки, граувакки, основные и кислые эффузивы), сформировавшимися на фундаменте преимущественно верхнепротерозойского возраста, прорванными диабазами девона и нижнего карбона, гранитоидами верхнего палеозоя, кислыми эффузивами перми. Платформенный чехол представлен пермскими (большей частью эвапорптовыми), мезозойскими и кайнозойскими осадками. Интенсивное дробление эпипалеозойской платформы в мезозое и особенно кайнозое сопровождалось образованием глубоких грабенов (Верхнерейнский рифт, Гифхорнский трог, Нижнерейнский грабен и др.), выступов (Рейнский массив, зап. часть Богемского (Чешского) массива, Шварцвальд, Оденвальд, Шпессарт) и щелочно-базальтовым вулканизмом (Фогельсберг, Кайзерштуль, Зибенгебирге и т.д.). Юж. часть территории ФРГ, входящая в Средиземноморский геосинклинальный пояс, сложена мезозойскими известняковыми и флишевыми образованиями, участвующими в строении тектонических покровов (шарьяжей) Вост. Альп (Баварии), и кайнозойскими молассами Предальпийского краевого прогиба.

  Важнейшие полезные ископаемые - каменный (общегеологические запасы 230 млрд. т), в том числе Рурский каменноугольный бассейн, Саарский угольный бассейн, Ахенский угольный бассейн, бурый (70 млрд. т), в том числе Нижнерейнский басе.; соли (9 млрд. т К2О) - район Ганновера (западное продолжение Штасфуртского соленосного бассейна), бассейн Верра - Фульда. Известны также месторождения нефти (76,1 млн. т), газа (юж. часть Среднеевропейского нефтегазоносного бассейна, Рейнского и Предальпийского бассейнов), руды (1,9 млрд. т) - Гифхорн, Зальцгнттер, Зигерланд, (Мегген), (Мехерних), (Раммельсберг, Рур) руд, флюорита, графита (Пассау) и др.

  Е. Г. Мартынов.

  Климат умеренный, морской и переходный от морского к континентальному. Господствующий зап. перенос воздуха с циклональной циркуляцией приносит тепло и влагу с Атлантического океана. В горных районах проявляются высотная климатическая поясность и экспозиционные различия. Средняя температура января на равнинах З. и С.-З. от 0 до - 1 °С, на С.-В. от - 1 до - 2 °С, на Баварском плато от 2 до 4 °С. в верхних частях Среднегерм. гор - 4 °С. в Альпах - 5 °С и ниже. Средняя температура июля на С. и С.-З. 16-17 °С, в долинах Рейна, его притоков и Дуная 18-20 °С, в верхних частях Среднегерм. гор и Альп 14 °С и ниже. Годовые суммы осадков на равнинах составляют в среднем 600-700 мм, в отдельных межгорных котловинах менее 500 мм, в горах - до 1600-1800 мм (в Гарце и Шварцвальде), местами свыше 2000 мм в год (в Альпах). Максимум осадков на С.-З. приходится на осень, минимум - на весну, южнее выражен летний максимум и зимний минимум осадков. Снежный покров на равнинах неустойчив, держится около 2 недель, в Среднегерм. горах местами 4-5 мес, в Альпах на высоте 1100 м - 6 мес, на вершинах есть снежники.

  Внутренние воды. В ФРГ - густая разветвленная сеть полноводных рек, принадлежащих главным образом бассейну Сев. моря. Основная река Рейн течет через всю страну с Ю. на С. На территории ФРГ расположены также низовья р. Эльба, рр. Везер, Эмс и др. Юж. районы относятся к бассейну Дуная. Альпийские реки (верхнее течение Рейна, правые притоки Дуная) имеют преимущественно снеговое и ледниковое питание, летний максимум и зимний минимум стока; обильное снеготаяние нередко усиливается ливневыми осадками, что ведет к наводнениям. Реки, начинающиеся в горах средней части страны, имеют снеговое и дождевое питание, максимум стока приходится на конец весны; осенью обычны дождевые паводки. На сев. равнинах преобладают реки с дождевым питанием и зимним половодьем. Крупные реки (например, Рейн) имеют сложный режим. Сток многих рек зарегулирован водохранилищами.

  Большинство рек зимой не замерзает. Многие из них судоходны и соединены каналами. Крупнейшие скопления озер в районах древнего оледенения - на Баварском плато (Боденское - 538 км2, Хим, Штарнбергер-Зе, Аммер и др.) и на С.-В., в поясе прибалтийских поозерий.

  Почвы. На Северо-Герм. низменности преобладают почвы подзолистого типа, чередующиеся с торфяно-болотными; вдоль побережья Сев. моря - почвы маршей. В поясе прибалтийских поозерий и на Баварском плато - бурые лесные почвы. В области Среднегерм. гор почвенный покров мозаичен. В некоторых межгорных и предгорных районах, особенно на Ю.-В., распространены черноземные почвы на лессах. К выходам карбонатных пород приурочены перегнойно-карбонатные почвы (рендзины). На склонах гор и в межгорных котловинах нередко развиты бурые лесные почвы, сменяющиеся кверху подзолистыми и горно-луговыми, с отдельными участками торфяно-болотных почв. Подобная высотная поясность присуща и Альпам. На значительной территории почвы подвергались длительному и интенсивному с.-х. возделыванию.

  Растительность. Около 30% территории страны покрыто лесами, большей частью сильно окультуренными. Преобладают саженые леса с монокультурами хвойных пород (на С. - сосна, в центре и на Ю. - ель). Естественные леса с преобладанием широколиственных пород сохранились преимущественно в горах (наиболее облесены горные районы Рейнской области). Буковые леса часто встречаются небольшими массивами, иногда достигающими верхней границы леса, но обычно на больших высотах господствуют пихта и ель. На богатых известью почвах к буку примешиваются дуб, граб, клен, липа и др. По долинам Дуная, Рейна, Эльбы и некоторых др. рек местами сохранились пойменные леса из ольхи и тополя с примесью ясеня, ивы и липы. В высокогорьях Альп распространены субальпийские и альпийские луга, отличающиеся большим видовым разнообразием. На сев. равнинах и Баварском плато встречаются значительные торфяные болота. На С.-З. - небольшие участки вересковых пустошей с зарослями кустарников (можжевельник, дрок и др.). Луга по долинам рек и на маршах сильно окультурены.

  Животный мир. В лесах - крупные хищники (волк, рысь, медведь), сильно истреблены. Значение для охоты имеют косули и благородные олени, а также кабаны, зайцы, лани, серны, муфлоны, фазаны, куропатки; встречаются также лисицы, барсуки, ежи; из птиц - глухари, тетерева, вальдшнепы и др. Разнообразна фауна мышевидных грызунов. На морских берегах - колонии водоплавающих птиц. В прибрежных водах - промысел сельди, трески, макрели. На ваттах сохранились небольшие популяции тюленей.

  Охраняемые территории. Имеется (1975) 43 природных парка (Бергштрасе-Оденвальд, Гарц, Пфальцекий Лес и др.) и 35 заповедников (охрана типичной флоры, фауны и природных ландшафтов в целом).

  Природные районы. Северо-Герм. низменность - равнинные и холмистые ландшафты на древнеледниковых и зандровых отложениях с редкими лесными массивами, обширными торфяными болотами и участками вересковых пустошей. На юж. окраине - полоса плодородных лессовых холмистых равнин с овражной сетью. Среднегерм. горы и плоскогорья - чередование лесистых возвышенностей и гор с межгорными котловинами, занятыми полями, садами, виноградниками. Альпы - флишевые и известняковые хребты с отчетливой высотной поясностью ландшафтов (широколиственные и смешанные леса с высотой сменяются хвойными лесами, высокогорными лугами, вечными снегами и ледниками).

 

  Лит.: Мартонн Э., Центральная Европа, пер. с франц., М., 1938; Игрицкая Л. Б., Природные условия, в кн.: М., 1959; Руттен М. Г., Геология Западной Европы, (пер. с англ.), М., 1972; Месторождения нефти и газа Северо-Западноевропейской нефтегазоносной провинции, М., 1975; Findeisen Ch., Findeisen G., Physische Geographievon Deutschland, (2 Aufl.), ., 1957; Gellert J. ., Grundzuge der physischen Geographic von Deutschland, Bd 1. ., 1958; Woldstedt ., Dliphorn ., Norddeutschland und angrenzende Gebiete im Eiszeitalter, Stuttg., 1974: Karrenberg Hetal., Die Karbon-Ablagerungen in der Bundesrepublik Deutschland; eine Übersicht. "Fortschritte in der Geologic von Rheinland und Westfalen", 1971, Bd 19.

  Л. Р.
  . Население

  Национальный состав ФРГ однороден. Свыше 94% населения составляют немцы. Имеются значительные группы иммигрантов, главным образом из стран Южной Европы. Официальный язык - немецкий. По религии около 49% жителей - протестанты (преимущественно лютеране), около 45% - католики (главным образом на юге ФРГ). Официальный календарь - григорианский (см. Календарь).

  В первые послевоенные годы (1946-50) рост населения ФРГ происходил главным образом за счет массовых миграций - притока переселенцев из др. стран, в последующие годы поддерживался большей частью за счет иностранцев, приехавших на заработки. С 1970-х гг. естественное движение населения характеризуется относительно низкими и даже отрицательными в отдельные годы показателями, что в значительной степени связано с деформированной возрастной структурой населения (наследие военных лет). Низкая брачность ведет к снижению рождаемости, что обусловливает постарение населения; лиц свыше 60 лет в конце 1950-х гг. было 17%, в 1974 - 20%. Повышение доли лиц старших возрастов является причиной увеличения смертности. Коэффициенты рождаемости и смертности в 1959-64 в среднем за год составили 17 и 11, в 1975 соответственно 9,7 и 12,1.

  Иммиграция и эмиграция (до 600 тыс. чел. в год) затрагивают преимущественно временное население. Численность временного населения в 1975 (главным образом иностранные рабочие, преимущественно из Турции, Югославии, Италии, Греции, Испании, Австрии) составляла свыше 4 млн. чел. (включая членов семей).

  Средняя плотность населения 241 чел. на 1 км2, отклонения от нее значительны: от 50-70 чел. на С. Нижней Саксонии и в горах до 1000 чел. и более в Руре. Контрасты плотности населения в связи с урбанизацией возрастают. 88% городского населения (с учетом населенных пунктов свыше 2000 жителей), из них около 1/3 проживает в городах с населением свыше 500 тыс. жителей: Гамбург, Мюнхен, Кельн, Эссен, Франкфурт-на-Майне, Дортмунд, Дюссельдорф, Штутгарт, Бремен, Нюрнберг, Ганновер. Крупнейшие городские агломерации (млн. чел.): Рейнско-Рурская (10), Рейнско-Майнская (2,5), Штутгартская (около 2,0). Экономически активного населения 26,9 млн. чел. (май 1975).

  Отраслевая структура занятого населения отражает рост доли работающих в непроизводственной сфере. В 1975 в промышленности, включая строительство к ремесло, было занято (в %; в скобках в 1950) 45,8 (42,2), в сельском хозяйстве, включая лесное хозяйство, охоту и рыболовство, 6,6 (23,2), на транспорте и в связи 5,8 (5,9), в торговле и финансах 14,9 (9,6), сфере услуг, в государственном аппарате, просвещении, здравоохранении 26,1 (19,9). В 1974 по найму было занято 86% экономически активного населения (70,8% в 1950). Среди владельцев и самостоятельных хозяев численно преобладает мелкая буржуазия города и деревни (мелкие ремесленники и торговцы, мелкие и средние крестьяне); крупная буржуазия составляет около 1,7% экономически активного населения.

. Исторический очерк

  ФРГ возникла в границах оккупационных зон США, Великобритании и в Германии. Ее создание было подготовлено политикой раскола и саботажа решений Потсдамской конференции 1945, проводившейся после окончания 2-й мировой войны 1939-45 зап. державами при поддержке монополистических кругов зап.-герм. буржуазии.

  Решение о создании сепаратного зап.-герм. государства было принято на проходившем в феврале - марте и апреля - июне 1948 Лондонском совещании 6 зап. держав (США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). 20 июня 1948 в Зап. была проведена сепаратная денежная реформа. 1 июля 1948 военные губернаторы США, Великобритании и дали указание премьер-министрам зап.-герм. земель приступить к подготовке созыва Учредительного собрания н выработке конституции будущей ФРГ. В августе 1948 особая группа экспертов разработала проект Основного закона, который был передан на обсуждение 65 представителей западногерм. земель (Парламентский совет). Совет в мае 1949 принял конституцию зап.-герм. государства, которая с некоторыми оговорками была утверждена военными губернаторами США, Великобритании и и обнародована 23 мая 1949.

  В августе 1949 в Западной состоялись первые выборы в бундестаг, который собрался 7 сентября в Бонне для избрания президента (совместно с представителями земель) и создания правительства. Первым президентом ФРГ стал Теодор Хейс (Свободная демократическая партия (СвДП, основана в 1948)). Коалиционное правительство в составе представителей Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС и ХСС, основаны в 1945), СвДП, Нем. партии (НП, основана в 1946; в 1961 объединилась с основанным в 1949 Общегерманским блоком в Общегерманскую партию) возглавил К. Аденауэр (ХДС; правительство сформировано 20 сентября).

  С образованием ФРГ была создана государственно-политическая основа для восстановления и укрепления власти герм. монополий. Были возрождены крупнейшие концерны и банки (концерны Круппа, Тиссена, Ханиеля, Маннесмана, Клекнера, Хеша, "ИГ Фарбениндустри" (несколько компаний-преемниц, из них 3 - крупнейшие); "Дойче банк", "Дрезденский банк", "Коммерц-банк" (т. н. Большая тройка) и др.).

  С помощью амер. дотаций и кредитов (Зап. в начале 1948 была включена в систему помощи по плану Маршалла) и мобилизации внутренних ресурсов в ФРГ началось быстрое восстановление экономики. К концу 1949 валовой объем промышленного производства ФРГ приблизился к уровню 1936, а к концу 1950 достиг довоенного уровня. Восстановление промышленного производства (при этом отмечалось ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики и др. отраслей промышленности) обеспечивалось за счет крупных капиталовложений, поддержания на сравнительно низком уровне народного потребления при одновременном форсированном накоплении, а также большими резервами высококвалифицированной рабочей силы (в 1949 безработица достигала 10,3% ко всему самодеятельному населению) и незначительными в те годы прямыми расходами на военные нужды.

  В 1950 объем производства в ФРГ вырос на 25,8%, в 1951 - на 18%. С 1952 экспорт из ФРГ стал превышать импорт, и положительное сальдо торгового баланса неуклонно возрастало. За 1954-56 промышленное производство увеличилось на 39%. К 1954 8 концернов владели 72% производственных мощностей всей металлургической промышленности ФРГ. В руках 15 монополистических групп концентрировалось 82% зап.-герм. добычи угля. Монополии "АЭГ" и "Сименс" контролировали 75% основного капитала электротехнической промышленности. В конце 1953 на предприятиях ФРГ с числом занятых 500 и более (2,3% от общего числа предприятий) работало 49,2% занятых в промышленности и производилось около 1/2 промышленной продукции страны.

  Укрепляя господство монополистического капитала, правительство Аденауэра стремилось подавить демократические силы. В ноябре 1951 оно возбудило судебное дело о запрещении Коммунистической партии Германии. Преследованиям подверглись многочисленные демократические организации (Союз свободной нем. молодежи, Демократический женский союз, Культурбунд, Комитет борцов за мир и др.). Госаппарат, из которого устранялись "политически неблагонадежные" граждане, наводнялся бывшими нацистами, офицерами, чиновниками и судьями "третьего рейха". Возрождались многочисленные праворадикальные партии и организации.

  В основу внешнеполитической программы зап.-герм. правящих кругов был положен курс на пересмотр итогов 2-й мировой войны 1939-45 при опоре на тесный союз с зап. державами, прежде всего с США. Эта программа вошла в качестве органической составной части в основные политические документы и нормативные юридические акты ФРГ. Основной закон ФРГ характеризовал Федеративную республику как государство "переходного периода", созданное от имени "всех немцев", и предусматривал (ст. 23) присоединение остальных частей правительство ФРГ выступало (при поддержке зап. держав) с претензиями на юрисдикцию над всеми немцами (ст. 116), независимо от их действительного гражданства; оно не признавало существующих в Европе послевоенных границ и официально претендовало на расширение территории ФРГ до границ бывшего "третьего рейха" на 1 января 1937. Тем самым ФРГ домогалась ликвидации ГДР, присоединения Берлина Западного, претендовала на территории, входящие в состав СССР и ПНР. Эту программу вместе со всеми буржуазными партиями, представленными в бундестаге, по существу поддерживала также находившаяся в оппозиции Социал-демократическая партия (СДПГ; как политическая партия Зап. создана в 1946).

  Первоначально в ФРГ продолжал сохраняться оккупационный режим, зап.-герм. государственные органы имели лишь право самоуправления под контролем союзнической Верховной комиссии. С международно-правовой точки зрения ФРГ была не полностью дееспособна: она не имела собственных загранпредставительств, не могла быть членом международных организаций и т.п. Оккупационные власти сохраняли право вмешательства во внутреннюю жизнь страны, контроля над промышленным производством. Оккупационный режим был, однако, постепенно смягчен. По Петерсбергскому соглашению от 22 ноября 1949 зап. державы отказывались от демонтажа военно-промышленных предприятий. Нью-Йоркская конференция министров иностранных дел зап. держав в сентябре 1950 сняла некоторые ограничения для ФРГ в области судостроения, мореплавания, химии, научных исследований. ФРГ получила право создания крупных полицейских формирований. 7 августа 1950 ФРГ стала членом Европейского совета, а 18 апреля 1951 - членом Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В Бонне представители США, Великобритании, и ФРГ подписали "Общий договор" 1952, который провозгласил суверенитет ФРГ и прекращение оккупационного режима; 27 мая был подписан Парижский договор о создании "Европейского оборонительного сообщества" - военного блока 6 государств, входящих в ЕОУС. Заключение этих договоров, открывавших путь к ремилитаризации ФРГ, вызвало широкую волну народного протеста в ФРГ и за ее пределами. Массовые выступления состоялись в Мюнхене, Нюрнберге, Дармштадте и ряде др. городов. К концу 1952 15 млн. жителей ФРГ высказались против "Общего договора" и милитаризации страны. Выступления зап.-герм. рабочих в 1952 (в т. ч. забастовки докеров и работников городского транспорта Гамбурга, горняков и металлургов Рура и др.) были тесно связаны с борьбой за улучшение условий жизни. В ходе этой борьбы рабочим удалось вырвать некоторые уступки у предпринимателей и правительства (в частности, в области социального законодательства). В мае 1953 голосами правительственного большинства "Общий договор" и Парижский договор были ратифицированы. Однако, в связи с отказом франц. Национального собрания 30 августа 1953 одобрить Парижский договор, в согласованную в Париже и Бонне систему были внесены коррективы и подписаны Парижские соглашения 1954, предусматривавшие вступление ФРГ в НАТО и Западноевропейский союз.

  В 1954-55 массовые выступления против вовлечения ФРГ в группировки зап. держав продолжались. В этих выступлениях участвовали профсоюзы, члены СДПГ и коммунисты, представители самых различных социальных слоев. 70% забастовок в те годы проходило под лозунгами борьбы против Парижских соглашений. Осенью 1954 конференции ряда отраслевых профсоюзов, а также федеральная конференция профсоюзов высказались против ремилитаризации в любой форме. В октябре 1954 против вооружения ФРГ выступил 3-й конгресс Объединения нем. профсоюзов. На митинге во Франкфурте-на-Майне, созванном Центральным правлением СДПГ 29 января 1955, был принят Нем. манифест, в котором содержался призыв бороться против вступления ФРГ в зап. военные блоки. Однако руководители СДПГ, выступавшие в бундестаге против Парижских соглашений, приняли решение после их ратификации бундестагом (27 февраля 1955) о прекращении сбора подписей под Нем. манифестом.

  После ратификации Парижских соглашений и вступления ФРГ в НАТО (9 мая 1955) происходит быстрое возрождение военной промышленности, укрепление политических и экономических позиций ФРГ в капиталистической Европе, широкая экспансия на внешних рынках. На международной арене делается ставка на политику с позиций силы в отношении СССР и др. социалистических государств. К 1961 ФРГ заняла по объему промышленного производства 2-е (с начала 1970-х гг. - 3-е, после США и Японии) место в капиталистическом мире. Активное сальдо ее торгового баланса в 1963 составило 6 млрд. марок. запас ФРГ уступал среди капиталистических стран только США и превышал 7 млрд. долл. С 1957 по 1966 прямые капиталовложения ФРГ в Латинской Америке возросли с 514 до 1615 млн. марок, в Африке - с 93 до 565 млн. марок, в Азии - с 76 до 314 млн. марок. Одновременно росли иностранные капиталовложения в экономику ФРГ, прежде всего капиталовложения США, составлявшие в 1967 около 34% всех иностранных капиталовложений (Нидерланды - 17%, Швеция - 16%, Великобритания - 10%, - 7%). Опираясь на свою экономическую мощь, ФРГ приобретала доминирующее положение среди европейских союзников США, в частности в основанных в 1957-58 Европейском экономическом сообществе и Европейском сообществе по атомной энергии, использовала идею "европейской интеграции" для проведения реваншистской внешнеполитической программы.

  7 июля 1956 бундестаг, вопреки оппозиции СДПГ, профессиональных и молодежных организации, принял закон о всеобщей воинской повинности. К концу 1966 регулярная армия ФРГ составляла около 468 тыс. чел. Все большую роль стала играть ФРГ в системе НАТО. Ее генералы и офицеры заняли ряд ключевых постов в командных инстанциях этого союза. Широко развертывалось военное производство. К 1967 военная промышленность ФРГ обеспечивала примерно 65% потребности бундесвера в военной технике. Зап. державы ослабляли ограничения на производство военной техники в ФРГ, которые были предусмотрены Парижскими соглашениями (в 1958 разрешено производство противотанковых ракет, в 1959 пересмотрены ограничения на тоннаж военных судов и т.д.). По соглашению Хассель - Макнамара (1964) США обязались продавать ФРГ амер. вооружение на сумму 675 млн. долл. в год, а также передавать информацию по вопросам использования оружия. 25 марта 1958 бундестаг принял решение о вооружении бундесвера ракетно-ядерным оружием. Пытаясь его приобрести, правительство ФРГ стало настойчиво выступать за создание т. н. многосторонних или европейских ядерных сил. Одновременно в ФРГ были развернуты работы по созданию собственной промышленности.

  Во 2-й половине 50-х гг. в ФРГ обострилась классовая борьба в связи с ростом цен и налогов, снижением темпов прироста промышленного производства в ряде отраслей ( металлургическая, судостроительная). В феврале - марте 1958 прошли длительные массовые забастовки в Нижней Саксонии, Бремене, Гессене. Широкое стачечное движение охватило Рур. В стране развернулось движение "против смерти", вызванное курсом на оснащение бундесвера оружием.

  Правящие круги отвечали на эти выступления новыми репрессиями. Только в 1951-58 в ФРГ была запрещена деятельность свыше 200 демократических организаций, в 1956 запрещена КПГ. В 1958 правительство приступило к разработке "чрезвычайных законов", призванных обеспечить в случае необходимости установление режима диктатуры и отмену буржуазно-демократических свобод. Происходила активизация праворадикальных, националистических сил; в ноябре 1964 была основана Национал-демократическая партия, добившаяся в 1966-1968 избрания своих представителей в ландтаги Гессена и Баварии, Нижней Саксонии, Баден-Вюртемберга, Рейнланд-Пфальца, Шлезвиг-Гольштейна, Бремена (в результате последующих выборов партия повсеместно лишилась своих мандатов).

  В СДПГ, несмотря на ряд выступлений за нормализацию отношений с социалистическими странами (7-й съезд, июль 1956), против оснащения бундесвера ядерным оружием, за безатомную зону в Европе и европейскую безопасность (8-й съезд, май 1958), за признание существования ГДР и переговоры с ней (т. н. "План СДПГ по герм. вопросу", март 1959), получила преобладание линия на сотрудничество с ХДС/ХСС. Утверждению этой линии сопутствовала идейная эволюция партии в сторону окончательного разрыва с марксизмом, которая нашла свое концентрированное выражение в "Принципиальной программе СДПГ", принятой 15 ноября 1959 на чрезвычайном съезде партии в Бад-Годесберге.

  В сентябре 1955 по предложению Сов. правительства были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ (с этой целью в Москву приезжала правительственная делегация ФРГ во главе с канцлером Аденауэром). Однако подлинная нормализация отношений не могла быть достигнута в связи с нежеланием руководства ФРГ отказаться от курса на непризнание итогов 2-й мировой войны и европейских реальностей. Правительство ФРГ отвергло все предложения о нормализации отношений с ГДР, активно пыталось мешать социалистическому строительству и ущемлять права ГДР на международной арене. В конце 1955 оно провозгласило т. н. "доктрину Хальштейна", согласно которой признание ГДР другими государствами рассматривалось как "недружественный акт" в отношении ФРГ. В 1957, следуя этой доктрине, оно разорвало дипломатические отношения с Югославией (восстановлены в 1968), а в 1963 - с Кубой (восстановлены в 1975). ФРГ выдвигала незаконные притязания на Зап. Берлин, используя его территорию для экономических и политических диверсий против ГДР, не принимала предложений об обеспечении безопасности в Европе. Сильным ударом по планам правящих кругов ФРГ явилось установление правительством ГДР 13 августа 1961 эффективного контроля на границе с Западным Берлином. В октябре 1963 Аденауэр, бесперспективность политического курса которого становилась все более очевидной, вышел в отставку. Его сменил Л. Эрхард (ХДС).

  С конца 1965 в ФРГ стали все более отчетливо выявляться симптомы экономических затруднений. В 1966 экономический рост практически прекратился, а в 1967 произошло падение производства. В коалиционном правительстве Эрхарда (ХДС/ХСС и СвДП) возникли трения, и оно распалось (октябрь 1966). 1 декабря 1966 было создано правительство "большой коалиции" (ХДС/ХСС и СДПГ) во главе с К. Г. Кизингером (ХДС); министром иностранных дел стал председатель СДПГ В. Брандт. Реальное содержание политического курса ФРГ оставалось, однако, неизменным, что грозило политической изоляцией ФРГ даже в рядах собственных союзников. В сентябре 1969 на выборах в бундестаг блок ХДС/ХСС потерпел поражение. В октябре был создан коалиционный кабинет (СДПГ - СвДП) во главе с В. Брандтом, провозгласивший политику "преемственности и обновления". ФРГ подписала (28 ноября 1969) договор о нераспространении ядерного оружия и приняла предложение СССР о проведении переговоров, которые завершились 12 августа 1970 подписанием в Москве Советско-западногерм. договора (см. в ст. Советского Союза - Федеративной Республики Германии соглашения). Договор зафиксировал обязательство сторон неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе, нерушимость их границ (в т. ч. зап. границы ПНР по Одеру - Нейсе, а также границы между ФРГ и ГДР). Стороны приняли на себя обязательство разрешать свои споры мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой и ее применения. В ходе переговоров была достигнута договоренность также по ряду актуальных вопросов укрепления мира в Европе (т. н. "Заявление о намерениях сторон"). Правительство ФРГ обязалось строить свои отношения с ГДР на основе полного равноправия, уважения независимости и самостоятельности каждого государства в вопросах его внутренней компетенции, заявило о готовности содействовать вступлению ГДР и ФРГ в ООН (оба государства приняты в ООН в сентябре 1973). Было условлено, что вопросы, связанные с недействительностью Мюнхенского соглашения 1938, будут урегулированы между ФРГ и ЧССР в приемлемой для обеих сторон форме.

  7 декабря 1970 подписан Польской Народной Республики - Федеративной Республики Германии договор 1970, важнейшее положение которого - признание нерушимости зап. границы Польши.

  Против договоров с СССР и ПНР выступил блок ХДС/ХСС, который пытался препятствовать их ратификации в бундестаге. Подписанное 3 сентября 1971 соглашение СССР, США, Великобритании и по Зап. Берлину (см. Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину) содействовало укреплению позиций сторонников договоров в ФРГ. Знаменательным событием в развитии отношений между СССР и ФРГ явилась встреча 16-18 сентября 1971 в Крыму Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с канцлером В. Брандтом. 17 мая 1972 бундестаг одобрил договоры ФРГ с СССР и Польшей. В августе 1972 представители ГДР и ФРГ приступили к подготовке договора о нормализации их взаимоотношений.

  Острая политическая борьба вокруг вопроса о договорах с социалистическими странами привела к тому, что СДПГ - СвДП временно утратили большинство в бундестаге. Новые (досрочные) выборы 19 ноября 1972 принесли победу правящей коалиции (СДПГ - 45,8% голосов, СвДП - 8,4%). Позиции ХДС/ХСС были ослаблены, что свидетельствовало о поддержке нового политического курса широкими слоями населения. 21 декабря 1972 в Берлине был подписан Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ, ставящий отношения этих стран на базу общепринятых норм международного права. 11 декабря 1973 подписан договор между Чехословакией и ФРГ, заложивший основу нормальных отношений между этими государствами. Важной вехой в развитии сов.-западногерм. отношений явился визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в ФРГ 18-22 мая 1973, в ходе которого были намечены новые рубежи сотрудничества, а также подписан ряд соглашений, расширяющих сферу этого сотрудничества.

  Реакционные силы, группировавшиеся вокруг ХДС/ХСС, не прекращали, однако, попыток подорвать позиции коалиции, добиться возрождения в политике ФРГ прежних националистических, а по существу реваншистских установок. Они пользовались тем, что антикоммунизм и национализм продолжают отравлять сознание части населения ФРГ. Не была свободна от проявления этих тенденций и политика правящих партий. В июле 1973 федеральный конституционный суд по жалобе баварского земельного правительства (ХСС) принял решение о толковании договора между ГДР и ФРГ, извращающее его смысл. Это решение было пронизано стремлением оправдать претензии на восстановление "германского рейха", вмешательство во внутренние дела ГДР, включение Зап. Берлина в состав ФРГ. Правительство ФРГ солидаризовалось с этим решением. В области внутренней политики оно продолжало (с определенными вариациями) преследования левых элементов за политические убеждения (используя, в частности, принятое в 1972 постановление премьер-министров земель о "запретах на профессии").

  В мае 1974 канцлер В. Брандт ушел в отставку, сохранив за собой пост председателя СДПГ. Коалиционное правительство возглавил Х. Шмидт (СДПГ), заявивший о намерении продолжать курс своего предшественника. Одновременно новое правительство подчеркнуло свое стремление уделять первостепенное внимание развитию отношений с Западом, укреплению НАТО, ускорению т. п. европейской интеграции. При правительстве Шмидта численность бундесвера впервые приблизилась к 500 тыс. чел. (по уровню военных расходов на душу населения ФРГ намного превосходит все др. страны НАТО, кроме США). Кризисные явления, начавшиеся в экономике капиталистических государств в 1973, охватили и ФРГ, где отмечались сокращение производства и рост безработицы; однако западногерм. экономика пострадала меньше, чем экономика др. западных стран. Зап.-герм. правящие круги использовали это обстоятельство для укрепления своих позиций в НАТО и ЕЭС за счет своих европейских союзников. В 1975-76 на долю ФРГ приходилось уже около 46% промышленной продукции ЕЭС. ФРГ заняла 2-е после США в капиталистическом. мире место по объему внешней торговли. Ее резервы составили более 80 млрд. зап.-герм. марок. В октябре 1974 Шмидт посетил с официальным визитом Сов. Союз. В результате переговоров было подтверждено, что Московский договор останется и впредь надежной основой улучшения отношений между двумя странами и будет последовательно претворяться в жизнь. В ноябре 1975 состоялся первый в истории сов.-западногерм. отношений визит в СССР президента (В. Шеель) ФРГ. Разрядка международной напряженности, нашедшая свое концентрированное выражение в подписании 35 государствами Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, создает, вопреки противодействию ее противников в ФРГ, благоприятные предпосылки для дальнейшего развития связей между СССР и ФРГ.

  В октябре 1976 ХДС/ХСС удалось несколько потеснить коалицию СДПГ - СвДП на очередных выборах в бундестаг. Однако правящая коалиция сохранила большинство, необходимое для создания правительства.

  Лит.: Федеративная Республика М., 1975; Сидоров Н. А., Центральные государственные органы Федеративной Республики М., 1961; Ежов В. Д., Классовые бои на Рейне. Рабочее движение в Западной 1945-1973, М., 1973; Иноземцев Н., Американский империализм и германский вопрос (1945-1954), М., 1954; Милюкова В. И., Дипломатия реванша, М., 1966; Империализм ФРГ, М., 1973; Герст В. К., Федеративная Республика под властью Аденауэра, пер. с нем., М., 1958; Берч Г., Западная - государство монополий. Бундестаг и правительство, пер. с нем., М., 1962; Grosser А., L"Allemagne de notre temps, ., 1970; Die Auswärtige Politik der Bundesrepublik Deutchland, öln, 1972; Regierung Adenauer 1949-1963, Wiesbaden, 1963; Bavendamm D., Bonn unter Brandt, . - München - Z., 1971; Brandt ., Der Wille zum Frieden, ./M., 1973; его же, Reden und Interviews, hrsg. vom Presse und Informationsarnt der Bundesregierung, Melsungen, 1971.

  Ю. Ржевский.

  . Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации Социал-демократическая партия (СДПГ) (Sozialdemokratische Partei Deutschlands), как политическая партия Зап. созданной в 1946. Входит в Социалистический интернационал. около 1 млн. членов (1977). Свободная демократическая партия (СвДП) (Freie Demokratische Partei), основана в 1948. Партия крупной и средней либеральной буржуазии и высших слоев интеллигенции. Около 78 тыс. член (1977). Христианско-демократический союз (ХДС) (Christlich-Demokratische Union), создан в англ. и амер. оккупационных зонах в 1945. Оформился как единая зап.-герм. организация в 1950. Партия зап.-герм. монополий. Пользуется поддержкой церкви, особенно католической. 645 тыс. членов (1977). Христианско-социальный союз (ХСС) (Christlich-Soziale Union), основан в 1945. Действует в Баварии, примыкает к ХДС, образуя с ним совместную фракцию в бундестаге. В организационном отношении сохраняет известную самостоятельность; выступает, как правило, с более правых позиций, чем ХДС. 131 тыс. члеов (1977). Национал-демократическая партия (НДП) (Nationaldemokratische Partei Deutschlands), основана в 1964. партия. Около 14 тыс. членов (1977).

  Коммунистическая партия (КПГ) (Kommunistische Partei Deutschlands), как политическая партия Западной оформилась в апреле 1948. В 1956 запрещена. Германская коммунистическая партия (ГКП) (Deutsche Kommunistische Partei), основана в 1968. Легальная коммунистическая партия ФРГ. Около 40 тыс. членов (1977). Объединение нем. профсоюзов (ОНП), создано в 1949. Объединяет 16 отраслевых профсоюзов с общим числом около 7,4 млн. чел. (1977). Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов.

  В ФРГ действуют несколько десятков реваншистских союзов и объединений. Крупнейший из них - "Союз изгнанных" - основан в 1958, около 2,5 млн. членов (1976), объединяет 23 землячества, имеет свою молодежную организацию "Немецкая молодежь Востока". Имеется также больше тысячи различных солдатских союзов.

  . Экономико-географический очерк

  Общая характеристика хозяйства. ФРГ - высокоразвитая капиталистическая страна. Доля в мировом капиталистическом промышленном производстве в 1975 составила около 9%. По объему валового национального продукта и промышленного производства занимает 3-е место в капиталистическом мире после США и Японии. По размерам национального дохода на душу населения (3270 долл. по официальному валютному курсу, 1973) занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Доля промышленности в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства (1976) - 95%. Экономика ФРГ зависима от внешних рынков сбыта, что оказывает существенное воздействие на конъюнктурное развитие и многие др. процессы внутренней жизни страны. Характерна высокая и все растущая степень концентрации производства и капитала. В промышленности около 60% продукции производится на крупных и крупнейших предприятиях (с числом занятых свыше 500 на каждом). В 1975 крупные акционерные компании с капиталом 100 млн. марок и более (7,0% всех акционерных обществ) владели 69% совокупного акционерного капитала (в 1954 соответственно 1,3% и 32,1%).

  Решающие позиции в экономике занимают частные монополистические объединения (концерны), в том числе в промышленности - "Рурколе АГ", в металлургии, тяжелом машиностроении, коксохимии - "Тиссен", "Крупп", "Хеш", "Маннесман", "Клекнер", "Гутехофнунгсхютте", в химии - наследники "ИГ фарбениндустри" - "Байер АГ", "БАСФ", "Хехст", в электротехнической и электронной - "Сименс", "АЭГ-Телефункен", "Бош", в банковском деле т. н. "большая тройка" - "Дойче банк", "Дрезденский банк", "Коммерцбанк" (которыми предоставляется свыше 1/2 всех кредитов), страховании - "Альянц".

  По уровню развития государственно-монополистического капитализма ФРГ превосходит большинство развитых капиталистических стран. В 1972 доля государственных расходов в национальном доходе составляла 39,3%. Государство активно пытается воздействовать на экономику с целью ослабления экономических кризисов, инфляции, безработицы путем кредитной политики, разработки программ развития отдельных отраслей и подъема экономики "бедствующих районов" и т.д. В конце 60-х гг. на предприятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих и служащих, в том числе в промышленности 2,2%. Наибольший удельный вес государственной собственности приходится на инфраструктуру (пути сообщения, система связи), сырьевые и энергетические отрасли промышленности, цветную металлургию, в том числе производство (76%), и (примерно 2/5), добычу руды (46%), производство электроэнергии (свыше 1/2), добычу бурого угля, сооружение и эксплуатацию АЭС. Значительный государственный капитал вложен в авто- (42% общего производства) и судостроение, кредитную систему (1/2 всех кредитов). Основные государственные или смешанные (с участием государства) концерны - "Фольксвагенверк", РВЭ, ФЕБА, "Зальцгиттер". Большая роль в развитии государственно-монополистического капитализма принадлежит военно-промышленному комплексу. Военные расходы (вклады косвенные) составляют самую крупную статью расходов по государственному бюджету. С военным производством связано более 1000 предприятий, в том числе почти все крупнейшие концерны тяжелой промышленности, особенно "Флик" (танки), "Мессершмитт-Бельков-Блом" (авнаракетное вооружение), "Ховальдтсверке - Дойче верфт" (военное судостроение), "Сименс", "АЭГ-Телефункен" (военная электроника), "Байер", "БАСФ", "Хехст" (военная
  Значительна роль иностранного капитала в экономике страны. В 1976 в стране действовало более 10 тыс. иностранных фирм (с общим номинальным капиталом свыше 44,3 млрд. марок); крупнейшие иностранные инвесторы: США (39,5% всех прямых иностранных инвестиций), Швейцария и Лихтенштейн (15,8%), Нидерланды (12,9%), Великобритания (9,8%), (5,5%), Бельгия и Люксембург (5,5%). Международные монополии контролируют (1970) 70% мощностей в нефтеперерабатывающей промышленности, 80% производства ЭВМ, 40% - автомобилей, от 10 до 40% - продукции машиностроительной, стекольной промышленности.

  Высокие темпы роста промышленного производства в период до середины 60-х гг. (9,2% при циклических колебаниях по годам и частых отраслевых кризисах) были связаны с ликвидацией последствий 2-й мировой войны 1939-1945 - послевоенными восстановительными работами, с развертыванием научно-технической революции и европейской экономической интеграцией (организацией ЕОУС, Евратома и особенно ЕЭС), в системе которой ФРГ заняла одно из ведущих мест. В дальнейшем с середины 1960-х гг. экономическое положение стало неустойчивым. Изменения в структуре экономики, возникшие под влиянием вздорожания сырья, рабочей силы, насыщения рынка товарами и т.п., вызвали т. н. структурный кризис экономики, очень болезненно отразившийся на ряде отраслей хозяйства, положении отдельных групп населения, породивший безработицу. Первый в истории ФРГ экономический кризис (с середины 1966 до осени 1967) вызвал снижение объема производства в промышленности почти на 2,8%, второй кризис (начавшийся в конце 1973) привел к дальнейшему сокращению производства (в 1974 на 1,4%, в 1975 на 6,3%). В 1976 кризис сменился циклическим подъемом; прирост промышленного производства составил 6,7%. Число полностью безработных в январе 1977 составило 1,25 млн. чел. (149 тыс. в 1970), частично безработных 0,3 млн. чел. Цены за 1975 выросли на 6,0%, квартплата за 1971-74 на 25,3%; покупательная способность зап.-герм. марки за 1950-75 понизилась приблизительно в 2 раза.

  Промышленность. Наиболее быстрыми темпами развиваются отрасли, непосредственно связанные с научно-техническим прогрессом; если в 1973 индекс промышленного производства в целом составлял 481,0% (1950 - 100). то в электротехнической промышленности он был 1140,0, в автомобильной - 1095,0, в - 1000,2, в то же самое время 309,7 в текстильной, 376,0 в черной металлургии, 376,5 в пищевкусовой, 429,5% в общем машиностроении. Соответственно изменилась доля новых и старых отраслей в промышленном производстве (см. табл. 2).

Табл. 2. - Структура промышленности (доля отраслей и их групп по объему условно чистой продукции, в %*(

Группы отраслей, отрасли

1950

1970


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.08.2022 08:04:40