|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ускорение | Ускорение (далее У) векторная величина, характеризующая быстроту изменения скорости точки по ее численному значению и по направлению. При прямолинейном движении точки, когда ее скорость u возрастает (или убывает) равномерно, численно У , где – приращение скорости за промежуток времени . В общем случае вектор У равен первой производной от вектора скорости u по времени: ; он направлен в сторону вогнутости траектории точки и лежит в соприкасающейся плоскости.
Проекции У на прямоугольные декартовы оси координат Oxyz равны первым производным от проекций скорости или вторым производным от координат точки по времени: , , . При этом модуль У . Проекции У На касательную и главную нормаль к траектории называют соответственно касательным (тангенциальным) wt и нормальным (центростремительным) wn У; они определяются равенствами: , , где u – численная величина скорости, r – радиус кривизны траектории в соответствующей ее точке.
При этом Касательное У характеризует изменение скорости точки по ее численной величине, а нормальное У – по направлению.
У свободной материальной точки связано с ее массой m и действующей силой равенством mw = (второй закон Ньютона). Размерность У LT-2.
Об У точек вращающегося тела см. Вращательное движение, Угловое ускорение.
Лит. см. при ст. Кинематика.
С. М. Тарг.
Физиологическое действие ускорения. По характеру воздействия на организм различают линейное ударное У (время действия £ 1 сек, 10 g/сек), линейное длительно действующее У (время действия ³ 1 сек, 10 g/сек), а также угловое У В авиационной и космической медицине для обозначения "возросшего веса тела" (вследствие У) используется термин "перегрузка".
Наибольшим линейным ударным У (ЛУУ) человек подвергается при падениях, авариях на транспорте, при аварийной посадке самолета или космического корабля, при катапультировании и т.д. Основной неблагоприятный патофизиологический эффект ЛУУ сводится к нарушению целостности органов и тканей (позвоночник, череп, внутренние органы). Переносимость ЛУУ, направленных перпендикулярно к продольной оси тела, примерно в два раза выше, чем направленных вдоль позвоночника (30–40 g и 15–20 g соответственно). В процессе эволюции у человека сформировались некоторые специфические механизмы защиты от ЛУУ (амортизационные свойства костно-опорного аппарата, система подвески внутренних органов и т.п.).
Выраженность неблагоприятного эффекта линейного длительно действующего У (ЛДУ) зависит от величины У и его направления относительно тела человека. Чем более вектор ЛДУ приближается к продольной оси тела и направлению основных магистральных кровеносных сосудов, тем выраженное нарушения кровообращения, связанные с перераспределением крови под влиянием возросшего гидростатического давления. Наихудшим образом переносятся У, приводящие к повышению кровенаполнения сосудов головы. Легче всего человек переносит этот вид У, когда его вектор составляет с продольной осью тела угол в 75–80° (см. рис.). Это условие реализуется на космических кораблях типа "Союз" и "Аполлон". Наибольшим ЛДУ в современных условиях человек может подвергаться при маневренном полете на скоростном самолете или при полете космического корабля по баллистической траектории. С ЛДУ в процессе эволюции человек практически не встречался. Переносимость этого воздействия определяется общими, неспецифическими механизмами приспособления к неблагоприятным факторам внешней среды. При вращательных движениях возникают угловые У, которые оказывают специфическое влияние на вестибулярный аппарат, а при определенных величинах могут вызвать явления, характерные для ЛУУ и ЛДУ
Для повышения переносимости У применяют различные технические средства, обеспечивающие сохранение оптимальной позы и положения человека относительно вектора У, снижение величины У и скорости его нарастания, уменьшение эффекта перераспределения крови в организме (амортизационные, индивидуально моделированные кресла, привязные ремни, защитные шлемы, противоперегрузочные костюмы).
Лит.: БарерА. С., Проблемы ускорений в космической физиологии, "Космическая биология и медицина", 1967, в. 1; Сергеев А. А., физиологические механизмы действия ускорений, Л., 1967; Краткий справочник по космической биологии и медицине, 2 изд., М., 1972; Основы космической биологии и медицины. Совместное советско-американское издание, т. 2, кн. 1, М., 1975.
А. С. Барер.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 08.10.2024 00:26:02
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|