Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Тютчев Федор Иванович

Тютчев (далее Т) Федор Иванович (23.11(5.12).1803, село Овстуг, ныне Брянской области 15(27).7.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области), русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1819—21 обучался на словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822—37) и Турине (1837—39). В бытность Т. за границей его стихи и переводы (в том числе из Г. Гейне) появлялись в московских журналах и альманахах. В 1836 А. С. Пушкин, восхищенный стихами Т., доставленными ему из напечатал их в "Современнике". Вернувшись в Россию (1844), Т. с 1848 занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.

  Как поэт Т. сложился на рубеже 20—30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: "Бессонница", "Летний вечер", "Видение", "Последний катаклизм", "Как океан объемлет шар земной", "Цицерон", "Silentium!", "Весенние воды", "Осенний вечер" и др. Проникнутая страстной, напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Т. художественно выразила сложность и противоречивость действительности. В конце 40 — начале 50-х гг. Т. испытал подъем поэтического творчества; в 1854 вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.

  В студенческие годы и в начале пребывания за границей Т. находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Однако с развитием революционных событий в Европе укрепляются его консервативные настроения. В 40-х гг. политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада (политическая статья "Россия и революция", 1849, и др., стихи "Море и утес", "Рассвет", "Пророчество" и др.). Боясь революции, Т. испытывал в то же время острый интерес к "высоким зрелищам" социальных потрясений. В самом себе поэт ощущает "страшное раздвоенье", "двойное бытие", составляющее, по его убеждению, отличительное свойство человека той эпохи ("Наш век", 1851, "О вещая душа моя!", 1855, и др.).

  Философские взгляды Т. формировались под воздействием натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Лирика Т. пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречен на "безнадежный", "неравный" бой, "отчаянную" борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Т. с мужественными нотами, славящими подвиг сильных духом натур ("Два голоса", 1850). Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Представлением о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенности поэтики Т. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом. Т. — наряду с Е. А. Баратынским — крупнейший представитель русской философской лирики 19 в. Художественный метод Т. при всем его своеобразии отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму.

  В 50—60-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Т., потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний.

  Проникновенный лирик-мыслитель, Т. был мастером русского стиха, придавшим традиционным размерам необыкновенное ритмическое разнообразие, не боявшимся необычных и в высшей степени выразительных метрических сочетаний. Многие стихи Т. положены на музыку ("Весенние воды" С. В. Рахманинова и др.), переведены на иностранные языки.

  Жизнь и творчество Т. отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в селе Овстуг Брянской области.

  Соч.: Стихотворения. Письма. (Вступ. ст. К. В. Пигарева), М., 1957; Стихотворения. (Вступ. ст. и подгот. текста Н. Я. Берковского), М. — Л., 1962; Лирика. (Изд. подготовил К. В. Пигарев), 2 изд., т. 1—2, М., 1966.

  Лит.: Благой Д., Гениальный русский лирик (Ф. И. Т), в его кн.: Литература и действительность, М., 1959; Пигарев К., Жизнь и творчество Та, М., 1962; Гиппиус В. В., Ф. И. Т, в его кн.: От Пушкина до Блока, М. — Л., 1966, Касаткина В. Н., Поэтическое мировоззрение Ф. И. Та, Саратов, 1969; Бухштаб Б. Я., Ф. И. Т, в его кн.: Русские поэты, Л., 1970; Зунделович Я. О., Этюды о лирике Та, Самарканд, 1971; Озеров Л., Поэзия Та, М., 1975; Чулков Г., Летопись жизни и творчества Ф. И. Та, М. — Л., 1933; Gregg R. A., Fedor Tiutchev. The evolution of a poet, . . — L., 1965.

  К. В. Пигарев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 22:59:45