Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Транспортное образование

Транспортное образование (далее Т), система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта ( автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, промышленного и городского).

  В России Т зародилось в начале 18 в. (Школа математических и навигацких наук, основана в 1701 в Москве; Морская академия, основана в 1715 в Петербурге). В 1781 в Холмогорах открылась мореходная школа; в 1782 в связи с возросшей потребностью в специалистах для содержания и эксплуатации искусственных сооружений на сухопутных и водных путях был организован специальный Корпус гидравликов, несколько позднее Московская и Вышневолоцкая низшие технические школы водяной коммуникации, а в 1809 — Управление водяными и сухопутными сообщениями (с основанием в Петербурге института корпуса инженеров путей сообщения). В 1820 при этом институте учреждена Военно-строительная школа путей сообщения для подготовки техников-строителей. В числе выпускников института были П. П. Мельников, Н. О. Крафт, С. В. Кербедз, М. С. Волков, Я. А. Севастьянов, Л. Ф. Николаи, Я. Н. Гордеенко, П. И. Собко, Ф. С. Ясинский и др., ставшие впоследствии основоположниками русской школы строительных и транспортных наук; в институте сформировались русская система Т, основы науки о путях сообщения. В 1876 в Петербурге основано Высшее инженерное морское училище, в 1896 — Московское инженерное училище путей сообщения (с 1913 Московский институт инженеров путей сообщения). В конце 19 — начале 20 вв. инженеров для транспорта стали готовить Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Харьковский и Томский технологические институты, Киевский политехнический институт. Во 2-й половине 19 в. появились технические училища (первое — в Ельце в 1869).

  В первые годы Советской власти в транспортных втузах были организованы специальные факультеты (по видам транспорта). Уже в 1920 в Петроградском институте путей сообщения открылись факультеты сухопутных и водных сообщений, затем — автодорожного транспорта и воздушных сообщений, в Московском — факультеты сухопутных и водных сообщений и эксплуатационное отделение при сухопутном факультете. В 1918 при Петроградском институте учреждена школа путей сообщения (ныне Ленинградский техникум транспорта им. Ф. Э. Дзержинского), в которой сформировались основы современной системы среднего специального Т Дальнейшая специализация Т обусловила создание в 1929—33 сети институтов водного, автомобильного и воздушного транспорта. На базе соответствующих факультетов Ленинградского и Московского институтов инженеров путей сообщения созданы автодорожные институты в Ленинграде (1929) и Москве (1930), институты гражданского воздушного флота (1929) и инженеров водного транспорта (1930) в Ленинграде, Московский электромеханический институт инженеров транспорта (1931). Транспортные втузы открылись в крупных экономических центрах: в 1929 — Ростовский, в 1930 — Харьковский, Днепропетровский, Тбилисский и Томский институты транспорта, Одесский и Горьковский институты водного транспорта, автодорожные институты в Харькове, Саратове, Омске, авиационные институты в Москве и Харькове и др. В 30—50-е гг. основаны Новосибирский (1932), Ташкентский (1931), Хабаровский (1939), Всесоюзный заочный (1951, в Москве), Белорусский (1953, в Гомеле), Уральский (1956, в Свердловске) институты инженеров транспорта, высшие инженерное морские училища в Одессе и Владивостоке (1944), в Ленинграде (1954), Высшее мореходное училище в Мурманске (1956), Новосибирский институт инженеров водного транспорта (1951), авиационные и гражданской авиации институты в Казани и Уфе (1932), Киеве (1933), Куйбышеве (1942), Ленинграде (1955) и др.

  В 1976 инженеров для автомобильного, морского и речного транспорта и гражданской авиации готовили 130 вузов, в том числе 45 специализированных и 85 политехнических, машиностроительных, инженерно-строительных, кораблестроительных и др. Среди специализированных вузов 13 институтов транспорта — в Москве (2 института), Ленинграде, Днепропетровске, Гомеле, Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске, Омске, Новосибирске, Хабаровске, Куйбышеве и Ташкенте. Основные специальности: эксплуатация дорог; автоматика, телемеханика и связь на транспорте; электрификация транспорта; тепловозы и тепловозное хозяйство; локомотивостроение (электровозостроение и тепловозостроение); вагоностроение и вагонное хозяйство; строительство дорог, путь и путевое хозяйство; мосты и тоннели; экономика и организация транспорта; строительные и дорожные машины и оборудование и др. Ведущие вузы — Московский, Ленинградский и Всесоюзный заочный (в Москве) институты инженеров транспорта (см. Железнодорожного транспорта институты).

  Инженеров для автомобильного транспорта выпускают Московский, Киевский, Сибирский (Омск), Харьковский и Ташкентский автодорожные институты. Основные специальности: автомобили и автомобильное хозяйство; эксплуатация автомобильного транспорта; организация дорожного движения; двигатели внутреннего сгорания; автомобильные дороги; мосты и тоннели; строительные и дорожные машины и оборудование; экономика и организация автомобильного транспорта и др. Ведущий вуз — Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). Инженеров по отдельным автодорожным специальностям готовят также 70 др. вузов, в том числе 38 политехнических, 15 инженерно-строительных институтов, завод-втуз при Московском автомобильном заводе им. Лихачева и др. (см. Автомобильно-дорожные институты).

  Для морского и речного транспорта специалистов высшей квалификации выпускают Одесский институт инженеров морского флота, высшие инженерные морские училища во Владивостоке, Ленинграде, Мурманске, Новороссийске и Одессе, Горьковский, Новосибирский и Ленинградский институты инженеров водного транспорта. Основные специальности: судовождение на морских (внутренних водных) путях; эксплуатация водного транспорта; судостроение и судоремонт; гидротехническое строительство водных путей и портов; судовые машины и механизмы; экономика и организация водного транспорта и др. Инженеров для водного транспорта выпускают также Ленинградский и Николаевский кораблестроительные, Астраханский, Дальневосточный и рыбной промышленности и хозяйства, Горьковский, Дальневосточный и Комсомольский-на-Амуре политехнические институты (см. Водного транспорта высшие учебные заведения).

  Инженеров для воздушного транспорта по эксплуатационным специальностям (эксплуатация воздушного транспорта, двигателей, авиационных приборов и электрооборудования самолетов) готовят Академия гражданской авиации в Ленинграде, Киевский, Рижский и Московский институты гражданской авиации и Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации; по специальностям самолетостроение, авиационные двигатели, динамика и прочность машин, гидроаэродинамика и др. — Московский, Казанский, Куйбышевский, Уфимский, Харьковский авиационный институты и Московский и Рыбинский авиационно-технологические, а также некоторые политехнические, электротехнические и др. институты (Воронеж, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Ташкент, Новосибирск и др.). Ведущий втуз и научно-исследовательский центр — Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (см. Авиационные институты, Гражданской авиации высшие учебные заведения).

  Инженеров для трубопроводного транспорта (по проектированию, сооружению и эксплуатации газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз) готовят Московский институт нефтехимической и газовой промышленности, Ивано-Франковский нефти и газа, Уфимский нефтяной, Тюменский индустриальный, Всесоюзный заочный политехнический институты (см. Нефтяные институты).

  Инженеров для городского транспорта выпускают институты Московский энергетический, Харьковский инженеров коммунального строительства, Киевский автомобильно-дорожный (главным образом для электрического транспорта), Московский и Ленинградский институты инженеров транспорта (по проектированию и строительству метрополитенов).

  Учебные планы транспортных специальностей предусматривают изучение общенаучных дисциплин (общественные науки, иностранный язык, высшая математика, физика, теоретическая механика и др.), общеинженерных (начертательная геометрия и черчение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика, теплотехника, теория машин и механизмов) и специальных—по профилю подготовки (например, для специальности "Автомобильные дороги" — дорожно-строительные машины, автомобили и тракторы, изыскание и проектирование дорог, мосты и сооружения на дорогах, эксплуатация дорог, основания и фундаменты, строительные конструкции и др.). В специальную подготовку входит изучение организации, планирования, управления, экономики соответствующей отрасли (автоматизированных систем управления, вычислительной техники в инженерных и экономических расчетах и т.д.). Помимо обязательных, в учебные планы включены альтернативные и факультативные дисциплины, позволяющие углубить знания в избранной области науки и техники. За время обучения студенты выполняют 5—15 курсовых проектов (работ) — в зависимости от специальности, проходят учебную и производственную практику (24 недели). Обучение заканчивается государственным экзаменом по научному коммунизму и защитой дипломного проекта (работы). Срок обучения — 5—6 лет. Выпускники вузов проходят стажировку по месту работы сроком до одного года.

  Техников для транспорта готовят (1975) свыше 400 средних специальных учебных заведений, в том числе 268 специализированных ( автодорожных, автотранспортных, транспортного строительства, мореходных, арктических, речных и др.). Среднее специальное образование включает свыше 60 транспортных специальностей (более узких, чем в высшей школе) и осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

  Резкое увеличение масштабов и темпов развития транспорта обусловило совершенствование системы Т и расширение выпуска инженеров и техников. В 1950 транспортным специальностям в вузах обучалось 23,7 тыс. чел., выпуск — 3,1 тыс. чел., в 1965 соответственно — 112,6 тыс. и 9,6 тыс., в 1974 — 142 тыс. и 16,5 тыс.; в техникумах: в 1950 — 48,7 тыс. и 11,1 тыс., в 1965 — 233,9 тыс. и 33,6 тыс., в 1974 — 287,9 тыс. и 63,2 тыс. чел.

  Профессионально-техническое Т осуществляется более чем по 50 рабочим профессиям (машинист, моторист, судоводитель, радиомонтажник, механик, электромонтер, слесарь по ремонту подвижного состава, водитель троллейбуса, трамвая и т.д.). В 1975 квалифицированных рабочих для транспорта готовили свыше 300 профессионально-технических учебных заведений (около 150 тыс. учащихся), выпуск составил 66 тыс. чел.

  В других социалистических странах общие принципы организации Т близки к принятым в СССР. В ВНР подготовка кадров ведется в Высшей школе в г. Дьер; в ГДР — в Высшей технической школе транспорта им. Ф. Листа (Дрезден), Ростокском университете; в ПНР — в политехническом институтах (Варшава, Лодзь, Сопот, Познань, Щецин) и Гданьском университете; в НРБ — в Высшем машиностроительном институте им. В. И. Ленина (София), Морской академии (Варна), Высшей школе по подготовке инженеров воздушного транспорта (г. Шумен); в СРР — в Бухарестском политехническом институте; в СФРЮ — в Белградском университете; в ЧССР — в Высшем транспортном училище (г. Жилина). В этих странах существуют также средние специальные и профессионально-технические учебные заведения для подготовки техников и квалифицированных рабочих для различных видов транспорта.

  В капиталистических странах наиболее известными центрами Т являются: в США — Массачусетсский технологический институт; в Великобритании — Лондонский и Бирмингемский университеты, технологические институты в Лафборо и Крэнфилде, Лондонский политехнический институт; во — Национальная школа мостов и дорог в Париже, Техническая школа аэронавтики и автомобилестроения; в ФРГ — технические университеты в Дармштадте и Ганновере, Штутгартский университет; в Японии — университеты Токио, Хоккайдо, Киото, Кюсю и др. См. также Высшее образование, Машиностроительное и приборостроительное образование, Строительное образование, Энергетическое и электротехническое образование и др.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 27.11.2021 14:14:07
13:58 Российский врач назвал споры о вакцинации вредными для психики
13:49 Российская антиваксерша распылила дихлофос в росгвардейцев
13:47 Создателю премии «Кинотавр» сделали срочную операцию в Москве
13:44 Россиянам объяснили разницу между оливками и маслинами
13:41 Большунов завоевал первую медаль на Кубке мира
13:40 Названа стоимость первой Рождественской елки Байдена
13:31 Певица Глюкоза предложила оборудовать курилки в школах
13:31 Убийцу «колбасного короля» уличили в подготовке побега из СИЗО
13:26 Руководство «Ювентуса» обвинили в отмывании крупной суммы
Больше новостей
СегодняСиловые структуры «Он был рисковым человеком» Как телохранители спасали Брежнева от пуль террористов и шли за ним в урановые шахты
26 ноября 2021Россия «Людей заранее объявили погибшими» Трагедия на шахте «Листвяжная» — не первая. Почему в Кузбассе гибнут сотни шахтеров?
СегодняКультура От Моргенштерна до Инстасамки: почему в России преследуют и запрещают провокационных артистов?
13:57 В Калуге открылся Всероссийский научный фестиваль «Плоды науки»
13:03 В России рассказали о зоне поражения «Искандеров» в Европе
13:13 Бузова заявила о побеге из больницы ради дня рождения отца
СегодняИз жизни «Уходите, вы нам не нужны!» Как афганцы на верблюдах оказались в Австралии и почему их ценили не больше животных?
26 ноября 2021Россия «Директор отмажется, у него денег много» Бывший горняк шахты «Листвяжная» о том, что привело к гибели 52 человек
12:39 Жителей Москвы возмутил молящийся напротив музея приезжий
12:39 Названы сроки начала испытаний российского препарата против COVID-19
12:30 В УФСИН прокомментировали возможный побег убийцы «колбасного короля»
СегодняМоя страна «Никогда бы не подумала, что это Россия!» Куда отправиться, чтобы увидеть самые красивые маяки страны?
СегодняИнтернет и СМИ «Ненависть продолжит процветать» Как превращение Facebook в метавселенную повлияет на миллиарды пользователей?
12:36 Вера Брежнева рассказала о кастинге в группу «ВИА Гра»
12:59 Стало известно о состоянии пострадавших при пожаре на заводе в Дзержинске
12:49 Кинопродюсеру Марку Рудинштейну сделали срочную операцию
СегодняРоссия «Шофера пришлось порезать...» Кто и как раскрывал самые громкие преступления во времена СССР
26 ноября 2021Россия В шахте «Листвяжная» нашли выжившего. В спасение людей под землей уже никто не верил
12:20 Названы приоритетные версии причин пожара на заводе боеприпасов в Дзержинске
12:21 Нарышкин обвинил США в попытках разжечь конфликт в Донбассе
12:15 Татьяна Тарасова рассказала о проблемах со здоровьем
26 ноября 2021Культура Ночной дозор. В прокат вышел самый стильный фильм ужасов этого года. Почему его нужно смотреть?
25 ноября 2021Силовые структуры Из тюремного ада. Как многолетние пытки и издевательства над заключенными привели к отставке главы ФСИН России
12:09 Осквернившему фото ветерана ВОВ блогеру предъявили обвинение
12:08 Российский пятиклассник пытался напасть на сверстника и учителя во время урока
12:06 Директора шахты «Листвяжная» арестовали на два месяца
25 ноября 2021Россия 52 человека погибли в шахте «Листвяжная» в Кемеровской области. Это горняки и спасатели. Живых под землей больше нет
26 ноября 2021Среда обитания «Золотые унитазы все еще популярны в регионах» Где и за сколько приобретают жилье российские чиновники
11:43 Стоимость жилья в России предложили увеличить
11:54 Раскрыты подробности банкета чиновников в день траура после ЧП на «Листвяжной»
11:33 В «Тольяттиазот» рассказали о задержании гендиректора предприятия
25 ноября 2021Россия Госдума лишила депутата Рашкина неприкосновенности. Какое наказание его ждет за убийство лося?
25 ноября 2021Моя страна Российские кладбища обрели популярность у туристов. Какие легенды они таят и почему их стоит посетить?
11:39 На шахте «Листвяжная» возобновили поисковые работы
11:30 Россиянку заподозрили в неуважении к суду из-за почтового конверта
11:21 Появились подробности серии взрывов на заводе боеприпасов под Нижним Новгородом
24 ноября 2021Путешествия Другой Стамбул. Еще недавно здесь жили мигранты и бедняки. Чем сегодня способен удивить туриста «золотой» район Стамбула?
26 ноября 2021Россия «Родители сначала были в шоке» История россиянки, переехавшей из Москвы в Тегеран
11:04 Задержание заслуженного тренера России из-за маски попало на видео
11:09 Володин пообещал изучить все мнения о QR-кодах
10:42 В США рассказали о планах действий по сдерживанию России
Сегодня Видео: автосалон новых Жигулей Блогеры нашли автосалон советских машин без пробега
25 ноября 2021Экономика Подняли тревогу. Могут ли биткоины привести мир к климатической катастрофе?
10:55 Названы главные проблемы российских предпринимателей
10:28 Опубликовано видео погони полиции за BMW на МКАД со стрельбой
10:27 В Москве объявили желтый уровень погодной опасности из-за гололеда
25 ноября 2021Культура Развод и девичья фамилия. Адель выпустила первый альбом за шесть лет. Почему теперь ее называют главной певицей планеты?
10:11 Инспектора Ростехнадзора арестовали после ЧП на шахте «Листвяжная»
10:15 В России разработали следящий за врагами камень
10:01 В Польше порадовались встрече со сборной России в стыковых матчах
09:58 Катки в Москве не потребуют QR-коды о вакцинации у посетителей
09:50 Директор шахты «Листвяжная» отказался признать вину
09:45 Число госпитализированных спасателей после аварии в Кузбассе выросло до 15