Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Техническая эстетика

Техническая эстетика (далее Т) научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна, Т изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Основные разделы Т — общая теория дизайна и теория художественного конструирования. Общая теория дизайна изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, современное состояние и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с искусством, техникой и культурой в целом, вопросы эстетики и предметной среды; она также формулирует требования Т к промышленной продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетических показателей качества промышленной продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного конструирования устанавливает место художественного конструирования в общей структуре процесса проектирования, его типологические особенности, исследует закономерности творческого мышления художника-конструктора и определяет средства и методы его профессиональной деятельности. Существенной ее частью является теория формообразования и композиции промышленных изделий. Законы формообразования раскрывают связи формы изделия с его конструкцией, материалом, технологией изготовления, функцией, выявляют исторические тенденции изменения формы и стиля изделия. Теория композиции исследует закономерности и профессиональные методы создания целостной, гармоничной формы. Основные категории композиции: объемно-пространственная структура, тектоника, пластика (пластичность), средства гармонизации (пропорции, ритм, контраст, нюанс). На основе анализа проектно-конструкторской деятельности разрабатывается методика художественного конструирования, служащая руководством для практической работы. Методика содержит описание принципов и средств профессиональной творческой деятельности художника-конструктора, форм представления проектов, опыта выполнения образцовых работ. Особый раздел Т составляет разработка основ художественно-конструкторского образования: пропедевтических курсов (см. Художественное образование), содержания и структуры учебных дисциплин, методики развития профессионального мышления и навыков.

  Тесная связь Т с социальной практикой приводит к тому, что статус этой дисциплины оказывается весьма различным в разных социальных условиях. Современное капиталистическое общество, с одной стороны, вынуждено развивать Т и использовать ее достижения, так как они непосредственно влияют на конкурентоспособность практически всех отраслей промышленности. С др. стороны, стихийный характер буржуазной экономики ставит непреодолимые препятствия на пути последовательного и планомерного использования данных Т, а законы рекламы нередко толкают художественно-конструкторскую мысль к созданию вещей, в которых модный внешний вид скрывает устаревшую конструкцию. В противоположность этому, при социализме Т играет важную роль в создании наилучших условий труда, быта и отдыха людей, в воспитании гармонически развитого человека, его коммунистического отношения к материальным, культурным и эстетическим ценностям. Т непосредственно участвует в формировании условий, при которых "художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека" (Программа КПСС, 1976, с. 130).

  Формирование условий для возникновения дизайна и его теории связано с эпохой разделения и обособления сфер техники и искусства, с распадом ремесленного и становлением промышленного производства. При этом предметный мир постепенно утрачивал единство, становился все более разнородным и эклектичным: художественная ценность признавалась лишь за произведениями искусства, техническая функция закреплялась за продуктом промышленного производства. Однако на рубеже 19—20 вв. возникает представление о собственной красоте машин и технических сооружений. Одновременно осознается необходимость упорядочения и перестройки всего предметного мира на основе принципов гармонизации. Под влиянием этих идей во многих странах зародилось движение за единство искусства и техники, возникли художественно-промышленные союзы, сформировались творческие группы и школы (например, Немецкий Веркбунд, Австрийский Веркбунд и др.).

  В широком социальном плане проблемы Т впервые были осмыслены и получили глубокую и четкую разработку после Великой Октябрьской социалистической революции. Большое внимание Советского государства к этим проблемам нашло отражение, например, в постановлении ВСНХ от 16 октября 1920 о создании при ВСНХ Художественно-производственной комиссии, на которую возлагалось руководство всей художественной деятельностью в промышленности. С организацией Высших государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас) развернулась деятельность "производственников" (см. Производственное искусство), ставивших своей целью слить искусство с производством, перестроить жизнь по законам красоты (художник В. Е. Татлин, А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий, архитектор М. Я. Гинзбург, братья Веснины и др.). Одновременно велись исследования в области научной организации труда (А. К. Гастев), закладывались основы эргономики. В последующие годы по мере развития отечественной индустрии теоретические представления об использовании методов художественного конструирования в промышленности обогащались опытом работ в области судостроения, автомобилестроения, ж.-д. транспорта и др. отраслей.

  За рубежом крупнейшим научно-исследовательским и идейно-педагогическим центром Т в 20—30-е гг. стал "Баухауз", возглавлявшийся В. Гропиусом, Х. Мейером и Л. Мис ван дер Роэ. После прихода к власти в фашизма "Баухауз" был закрыт. Почти все его основатели эмигрировали в разные страны; научная разработка проблем Т велась лишь отдельными исследователями. В послевоенный период разработка вопросов Т возобновилась в Ульмской высшей школе художественного конструирования (ФРГ), Королевском колледже искусств (Великобритания), в ряде университетов США.

  Теоретические поиски 20-х гг. во многом предвосхитили современное развитие Т Однако становление ее как самостоятельной научной дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь в 60-е гг. В этот период в СССР формируется государственная система организации художеств. конструирования, включающая Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы, отраслевые специализированные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), подразделения художественного конструирования на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях. В результате формирования этой системы не только расширился объем исследований, но и произошли существенные качественные изменения в области художественного конструирования. Его объектом все в большей мере становятся не отдельные предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами людей. Это поставило перед Т задачи межотраслевого характера, потребовало системного подхода к исследуемым проблемам.

  Ведущие организации по Т социалистических стран, в том числе и СССР, являются членами Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В СССР вопросы Т освещаются в информационном бюллетене "Т" и др. специализированных изданиях, за рубежом — в журналах "Промишлена естетика" (София, с 1969), "Wiadomosci" (Warsz., с 1958), "Design v teori a praxi. Bulletin" (Praha, с 1969), "Industrijsko oblikovanje i marketing" (Beograd, с 1971), "Form+Zweck" (В., с 1969), "Form" (Opladen, с 1957), "Form" (Stockh., с 1905), "Design Industrie" (., с 1952), "Design" (L., с 1949), "Industrial Design" (. ., с 1954) и др.

  Лит.: Вопросы технической эстетики. Сб. ст., в. 1—2, М., 1968—70; Основы технической эстетики. Расширенные тезисы, М., 1970; Труды ВНИИТЭ. Т, в. 1—9, М., 1971—75; Бегенау З. Г., Функция, форма, качество, пер. с нем., М., 1969; Нельсон Дж., Проблемы дизайна, пер. с англ., М., 1971; Archer L. В., Technological innovation — a methodology, L., 1971; Dorfles G., Introduzione al disegno industriale. Linguaggio e storia della produzione di serie, Torino, 1972; Maldonado Т., Avanguardia e razionalita. Articoli, saggi, pamphlets 1946—1974, Torino, 1974; Noblet J., Design. Introduction a l"histoire de l`evolution des formes industrielles de 1820 a aujourd"hui. ., 1974,

  Ю. Б. Соловьев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 00:08:28