Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Тема (предмет описания)

Тема (далее Т) (от греч. théma, буквально — то, что положено (в основу)), 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и спаянных воедино авторским замыслом. Органическая связь с идейным замыслом в известной мере дает основания понимать Т (предмет описания) и как основную проблему, идею произведения (отсюда — понятия "идейно-тематическая основа" или "идейно-тематическое истолкование" произведения; см. Содержание и форма в искусстве). Отмечая роль миросозерцания художника в выборе и формировании Т (предмет описания), следует иметь в виду, что художественная Т (предмет описания) не существует вне художественного образа и, в частности, вне сюжета (в повествовательных и драматических произведениях), хотя ее логическое вычленение и более допустимо, чем иных компонентов художественного содержания. Поэтому Т (предмет описания) нельзя трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемности — тематике (этим же словом называют совокупность Т (предмет описания) отдельного писателя, художественного направления, эпохи). Образное "бытие" Т (предмет описания) приводит также к тому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (например, о "лишнем человеке" или "потерянном поколении") обретают разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют так называемые "вечные темы" — о любви, смерти, свободе и др. В современном искусствознании бытует понятие "тематическая картина" — художественное произведение на значительные Т (предмет описания) (военно-исторические, трудовые, бытовые). Т (предмет описания) выступает жанрообразующим принципом в изобразительном искусстве (бытовой, исторический жанр, портрет) и отчасти в литературе (научная фантастика, детективная литература).

  В музыке Т (предмет описания) — построение, выражающее определенную музыкальную мысль и представляющее важный элемент музыкального произведения. Как правило, в музыкальной пьесе Т (предмет описания) не только излагается, но и развивается. В полифонической музыке Т (предмет описания) одноголосна и поочередно проводится в различных голосах, в гомофонной музыке Т (предмет описания) обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие голоса, дающие мелодии гармоническое истолкование. В основе относительно крупных музыкальных пьес часто лежит 2—3 и более контрастирующих Т (предмет описания) (см. Политематизм; наиболее сложное построение в инструментальной музыке свойственно сонатной форме). В других случаях сочинение строится на больших или малых свободных (вплоть до изменения жанровой основы) преобразованиях одной темы (см. Вариации, Монотематизм). Иногда, особенно в оперной музыке, значение Т (предмет описания) приобретают и очень короткие музыкальные построения (см. Лейтмотив).


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 06:55:38