Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Скерцо

Скерцо (далее С) (итал. scherzo, буквально — шутка), 1) в 16—17 вв. в Италии распространенное обозначение одноголосных и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера. 2) Инструментальная пьеса, близкая к каприччо. Нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца 18 в. вошла в сонатно-симфонический цикл — симфонию, сонату, квартет и т. п., иногда концерт, в которых заняла место прежнего менуэта — как правило, 3-й части цикла. Для С типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей, вносящая элемент неожиданного. Подобно бурлеске, часто связано с выражением юмора — от веселой шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно С пишется в репризной трехчастной форме с трио более спокойного характера. Классический тип С утвержден Л. Бетховеном; в последующее время крупнейшими мастерами С как части сонатно-симфонического цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский, А. П. Бородина рус. музыке, Н. Я. Мясковский, С С Прокофьев и Д. Д. Шостакович — в советской. В эпоху музыкального романтизма С вновь возродилось и в виде самостоятельной музыкальной пьесы. В числе авторов таких С для фортепиано — Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др., для оркестра — Ф. Мендельсон, П. Дюка, М. П. Мусоргский и др.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:49:07