Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Связь (философ.)

Связь (далее С)взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и (или) во времени. Понятие С(философ.) принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых С(философ.) начинается человеческое познание, а в основании науки лежит анализ С(философ.) причины и следствия - универсальной С(философ.) явлений действительности, наличие которой делает возможными законы науки.

  В истории познания принцип всеобщей взаимной С(философ.) предметов и явлений выступал как один из основных принципов диалектики. Однако вплоть до 20 в. главным предметом обсуждения был именно принцип всеобщей взаимосвязи, а не понятие С(философ.) само по себе, не его логическая структура. Отчасти это объяснялось тем, что наука оперировала сравнительно узким набором типов С(философ.): по существу учитывалось деление С лишь на внутренние и внешние, необходимые и случайные существенные и несущественные. Важный шаг в развитии представления о С(философ.) был сделан в 19 в., когда на основе критики механицизма, сводившего все разнообразие С(философ.) к С(философ.) механическим, была выявлена специфика С(философ.), присущих различным формам движения материи. Фактическим основанием для этого послужили успехи химии и биологии, доказав глубокое своеобразие и биологических С(философ.), их несводимость к С(философ.) механического движения. В философско-методологическом плане проблема была сформулирована в немецкой классической философии, а ее обстоятельный анализ с позиции материалистической диалектики дали Ф. Энгельс и В. И. Ленин. С этого времени принцип всеобщей С(философ.) предметов и явлении утверждается в качестве одного из ведущих в методологии научного познания.

  Развитие науки в 20 в. сопровождается постоянным и значительным расширением типологий С(философ.), становящихся предметом изучения. На этой основе проблема С(философ.) начинает подвергаться не только философскому, но и конкретно-научному анализу. Вычленение новых типов С(философ.) выступает как важнейшее содержательное основание возникновения новых методологических направлений в науке. Для кибернетики таким основанием послужило выявление информационных С(философ.) и С(философ.) управления с различением прямых и обратных (см. Обратная связь). Методология структурализма возникает как результат осознания самостоятельной роли структурных С(философ.) языка и ряда других объектов. Необходимость одновременного учета нескольких типов С(философ.) порождает системный подход.

  Многообразие современных представлений о С(философ.) находит отражение в множестве их классификаций. С философско-методологической точки зрения, определяющее значение имеет классификация С(философ.) по формам движения материи. Важным является различение С(философ.) по формам детерминизма: если классическая наука оперировала преимущественно однозначно-детерминистскими, жесткими С(философ.), то в ряде областей современного познания изучение статистических совокупностей опирается на вероятностные и корреляционные С(философ.) Различают также С(философ.) по их силе (жесткие, когда данное явление строго связано с некоторым другим, как, например, органы тела, и корпускулярные, когда С(философ.) между двумя явлениями из некоторой совокупности устанавливается статистически, как, например, С(философ.) особей в некоторой популяции); по характеру результата, который дает С(философ.) (с. порождения, когда одно явление выступает как непосредственная причина другого, С(философ.) преобразования и т. д.) по направлению действия (прямые и обратные С(философ.)); по типу процессов, которые определяет данная С(философ.) (С(философ.) функционирования, С(философ.) развития, С(философ.) управления); по субстрату или содержанию, которое является предметом С(философ.) (С(философ.), обеспечивающие перенос вещества, энергии или информации), и т. д. Понятие С(философ.) играет важную конструктивную роль как в исходном расчленении объекта изучения, при методологическом обосновании нового предмета исследования, так и в процессе его воспроизведения в целостной теоретической модели.

  Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 20; Ленин В. И., К вопросу о диалектике, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Зиновьев А. А., К определению понятия связи, "Вопросы философии", 1960, №8; Новинский И. И., Понятие связи в марксистской философии, М., 1961; Щедровицкий Г. П., Проблемы методологии системного исследования, М., 1964; Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973.

  Э. Г. Юдин.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 18:23:26