Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Самообразование

Самообразование (далее С) самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем С — средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под С понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма С — изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. С предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и т. п.

  С получило широкое распространение в эпоху капитализма главным образом среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного роста, и имело целью получение квалификации или повышение образовательного уровня для практического применения и улучшения условий жизни, что, конечно, не исключало личных склонностей к той или иной области С

  В дореволюционной России С было важной формой приобретения знаний рабочими и крестьянами, поскольку социальное и национальное угнетение, а также существовавшая система народного просвещения допускали возможность приобретения знаний большинством народа лишь в объеме начальной школы. Стремление трудящихся к образованию, во многом стимулировавшееся техническим прогрессом, получило с 60-х гг. 19 в. активную поддержку передовой интеллигенции. Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С трудящихся: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863—64 в Петербурге издавался учебно-литературный журнал "С"; в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала "Библиотеку для С", проводила письменные консультации; облегченные программы для широкого круга занимающихся С выпускал Отдел для содействия С в Петербурге (с 1894). Значительную роль в С играли различные общественные курсы и университеты для народа (см., например, Шанявского университет). Однако широкого размаха в то время С достигнуть не могло, так как этого не допускал господствовавший в России социальный строй.

  Особое место занимало политическое С передовых рабочих, принявшее в конце 19 в. более высокую сравнительно с индивидуальными занятиями форму кружков, в которых изучались основы марксизма, актуальные политические и экономические вопросы. Кружками, как правило, руководили подготовленные революционные пропагандисты, главным образом социал-демократы. Во многих случаях для политического С использовались занятия рабочих в воскресных школах. Со времени создания В. И. Лениным "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" кружки служили постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими значительного уровня политической сознательности и общеобразовательных знаний.

  После Октябрьской революции 1917 С стало одним из важных путей осуществления культурной революции и получило всестороннюю поддержку Коммунистической партии, государства и массовых общественных организаций (профсоюзы, комсомол, добровольные общества, творческие союзы и т. п.). Принципиально новыми, характерными для социалистического общества чертами С являются: сближение общественных и личных интересов в направлении и целях С, обеспечивающее его связь с жизнью, социально-экономическими, политическими и культурными задачами, стоящими перед обществом; направленность на всестороннее развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов. Это обусловливает существование двух видов С: непосредственно общественно полезного и опосредованного специфически личными интересами; практически оба вида С, как правило, находятся в единстве. Система С изменяется и совершенствуется, отражая прогресс экономики, науки и культуры, рост уровня образования и необходимость непрерывного пополнения знаний. В 20-е — начале 30-х гг. в связи с острым недостатком педагогических кадров значительное распространение получили рабфаки и университеты "на дому".

  В развитом социалистическом обществе С направлено главным образом на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в учебных заведениях, где учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы, необходимыми для С Ведущими в системе С становятся различные формы политического самообразования и организованной добровольной учебы в народных университетах, на различных курсах, в научных кружках, обществах и пр. Повышению организованности и систематичности С способствует деятельность организаций общества "Знание", разнообразных лекториев (особенно комсомольско-молодежных), сеть массовых библиотек, многочисленные научно-популярные, научные и специальные издания в помощь С, а также радиовещание и телевидение.

  Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. Статьи и речи, М., 1968; Крупская Н. К., О самообразовании. Сборник, М., 1960; Рубакин Н. Д., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Ковынев Н., Работа с книгой, М., 1961.

  Г. В. Антонов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 03.03.2024 06:16:37