Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Самонаблюдение

Самонаблюдение (далее С) наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С Выготский). Методическая проблема, которую ставит С перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.

  Проблема С имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции "аналитической интроспекции" В. Вундта - Э. Титченера собственно С как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено "внутреннему восприятию", протекающему в естественных условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны, С, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой "психологической" установке ("интроспекция" в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологической реальности. При этом в силу сенсуализма и вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве). Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как "ошибка стимула" (Титченер).

  Кризис "аналитической интроспекции" наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальтпсихологии, утверждавшей, что целое не складывается из суммы "элементов", которые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те "первоэлементы", к которым сводилось в "аналитической интроспекции" наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные "части" как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую "аналитическую" установку наблюдателя на естественную, "феноменологическую", предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом С нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю "сырой" эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.

  Лит.: Кравков С В., С, М., 1922; Коффка К., С и метод психологии, в сб.: Проблемы современной психологии, т. 2, Л., 1926; Волошинов В. Н., Фрейдизм, М. - Л., 1927; Рубинштейн С Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164-184; Eisler R., örterbuch der philosophishen Begriffe, 4 Aufl., Bd 3, В., 1930; Titchener E. В., The schema of introspection, "The American Journal of Psychology", 1912, v. 23, № 4; Boring E. G., A history of introspection, "Psychological Bulletin", 1953, v. 50, № 3.

  А. А. Пузырей.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 02:20:45